Воздушный, струящийся, практически невесомый. Таким мы знаем традиционный китайский ханьфу по фильмам. Эстетика в каждом дюйме.
Современная культура склонна на первое место выдвигать визуал. Фотография, видео - эта форма информации востребована больше всего. Если картинка зашла, вероятно человек заинтересуется и тем, что следует за ней. Согласитесь, первое, что замечаешь в китайских исторических или фэнтезийных фильмах это невероятной красоты костюмы. Самый простейший крой, но с помощью легкости ткани, объёма и деталей художники по костюмам создают изумительные наряды. За основу художники берут ханьфу - костюм который начал формироваться ещё в эпохи Ся, Шан и Чжоу.
Из-за недолговечности тканей крайне мало сохранилось предметов одежды из древности. Но есть фрески, скульптуры, письменные источники дающие довольно полное представление о том, что люди носили тысячи лет назад.
Не уверена, интересны ли кому-то исторические письменные источники или работы и диссертации историков костюма, они зачастую нудноваты и написаны языком, требующим большой концентрации и терпения))
Поэтому, постараюсь очень вкратце описать основные моменты развития китайского костюма.
В усыпальнице Фу Хао (военачальница, одна из жен У Дина, правителя Шан, 13 век до н.э.) была найдена нефритовая фигурка, верхняя часть одежды которой - рубаха с воротником цзяолин (тот самый воротник с запахом) и узкими рукавами, перетянутая широким поясом, а нижняя - длинная до пят юбка чан. Облачение фигурки считается образцом одежды эпохи Шан.
Ещё одна фигурка была найдена в Гуаньхане и относится к культуре Саньсиндуй (2800 - 800 гг до н. э.) - очень необычной, до сих пор озадачивающей историков исследователей своими артефактами. На фигурке надета шапка, нижняя длинная одежда с коротким рукавом и верхняя одежда с коротким рукавом и длинным разрезом.
В эпоху Чжоу (не будем по отдельности рассматривать Западную и Восточную и периоды Вёсен и Осеней и Сражающихся царств) уже сложилась целая культура ношения одежды со своим этикетом, правилами и нормами, и довольно строгими, нарушать которые было чревато. Не убивали конечно, но и по волосикам не гладили.
Закрепился принцип ношения одежды - И (верхней) и Чан (нижней), и появилось много их вариаций. Одежда, материалы и красители стали разнообразнее, но простолюдинам это было недоступно (они долгое время оставались бесцветными, никем, не имеющими положения в обществе, т.е. белыми - ирония). Появился длинный халат шэньи, тоже имевший не одну вариацию, и который должен был скрывать всю фигуру человека. Для меня, шэньи как раз то, что создаёт весь этот летящий , лёгкий образ персонажей из фэнтези.
С приходом к власти во 2-м веке до н.э., Цинь Шихуан не только провел реформы в политике, экономике, культуре и армии. Он гораздо упростил культуру ношения одежды, отменил множество устаревших формальностей, сократилось количество одеяний, остались церемониальные для правителей династии, торжественные и повседневные. Император стремился к практичности и простоте.
Династия Цинь передала по наследству стиль одежды династии Хань. При Хань производство и разнообразие тканей стало гораздо больше. Именно в эпоху Цинь-Хань философии Инь-Ян (чёрный-белый) и У-Син (пять элементов) стали влиять на цвета одежды. Основным цветом в эту эпоху был чёрный - Цинь Шихуан сделал его цветом парадной мужской одежды И Чан. Чиновники ниже третьего ранга носили зелёные халаты, простолюдины белые. В женской одежде жестких правил не было.
Фасоны одежды Цинь-Хань мало отличались от эпохи Сражающихся царств, чему есть яркое подтверждение - терракотовые статуи из Шэньси.
Главными видами одежды стали халат, кафтан, платья, короткие кофты, юбки, брюки. В этот период в основном сформировался китайский ханьфу, который мы знаем сейчас. Последующие династии вносили свои элементы в одежду, но основа его сохранялась.
Лишь три столетия назад во время правления маньчжурских ханов было запрещено носить ханьфу. В этот период одежда была ближе к монгольской. Ципао до сих пор довольно распространено и среди современных модников. После Синьхайской революции 1911 года к ханьфу в Китае так и не вернулись, перейдя постепенно на европейскую. Во время правления Мао вообще одели людей в стандартную для всех одежду. Нет, это даже не одежда была, это униформа.
Лишь недавно появилось движение за возвращение интереса к ханьфу. Всё больше молодых, что приятно, людей решаются одеваться в традиционные наряды ханьцев. Они конечно видят в них красоту, но мало кто соотносит ношение такой одежды с принципами даосизма и конфуцианства, которые оказали на одежду как на внешнее проявление внутреннего, немалое влияние.
Множество китайских дизайнеров создают коллекции используя элементы классического ханьфу. Движение возрождения ханьфу всё больше набирает силу, чему немало способствует кино- и музыкальная индустрия и их звёзды.
Можно было бы с удовольствием ходить в таком наряде, но несмотря на удобство и свободу, он требует неспешности и аккуратности, а разве можно это себе позволить в наше время? Крайне редко.