Найти в Дзене

Куликовская битва. Экскурсия по Таганскому району Москвы.

Оглавление

Вторая четверть 13-го века отмечена в истории необычайными военными успехами монголо-татар, обернувшимися трагическими событиями для Руси.

В 1237 году пало Рязанское княжество, затем Владимир и Москва. Через 2 года монголо-татары овладели Киевом, вторглись в Галицию и Волынь, опустошили Польшу, Моравию, Венгрию и в 1241 году появились под стенами Вены, «посекая людей как траву».

Монголо-татарское нашествие в те времена воспринималось на Руси как космическое зло, а войны противника считались непобедимыми.

В начале второй половины 13-го века Москва была небольшим и бедным княжеством, но выгодное географическое положение, защищенное от опустошительных набегов кочевников, удобство речных и сухопутных путей и правильная политика привели к быстрому росту населения и укреплению позиций.

Именно здесь, в Москве, зреет мысль об объединении Руси, которая раньше состояла из зачастую враждующих княжеств. Московские князья принимают титул «всея Руси», московские летописцы ведут общерусское описание, следя за событиями во всех окрестностях. В Москву из Владимира переезжает русский митрополит, что делает ее религиозным центром русских земель.

Начинается строительство нового каменного московского кремля.

Усиление Московского княжества, его влияние среди населения русских земель, позволили князю Дмитрию Ивановичу Донскому перейти от политики покорности Золотой Орде к сопротивлению.

Куликовская победа была подготовлена ростом культуры и патриотического самосознания и, в свою очередь, усилила и то, и другое.

На Куликовом поле 8 сентября 1380 года решился вопрос вокруг какого княжества объединяться русскому народу, Москва получила подтверждение своего статуса.

Битва была одной из самых кровопролитных в русской истории и не случайно получила в народе прозвание «Мамаево побоище».

Куликовская битва никогда не теряла своего значения в последующие века. Этому событию в истории посвящено множество литературных произведений и работ скульпторов, художников.

Предлагаю Вашему вниманию экскурсию по памятным местам, связанным с Куликовской битвой, по Таганскому району города Москвы.

Первое место, куда мы отправимся – Спасо-Андроников монастырь.

-2

Адрес: Андроньевская площадь, 10.

Часовня Дмитрия Донского у Спасо-Андроникова монастыря.

-3

Год постройки: 2015

Архитектор: А.В. Климочкин

В 1380 году незадолго до Куликовской битвы Дмитрий Донской молился в Спасском соборе Андроникова монастыря перед чудотворным образом Спасителя.

Здесь же встречали его полки, возвратившиеся после победы.

Именно в этом монастыре отслужили благодарственный молебен за одержанную победу, а также панихиду об упокоении русских воинов, отдавших свои жизни на поле брани. После этого многих из них с почестями похоронили на монастырском кладбище.

-4

В советское время кладбище с прахом защитников Земли Русской разрушили и подвергли варварскому осквернению.

-5
-6
-7

Часовня расположена на территории за крепостной стеной монастыря, где сохранились старинные захоронения. Часть из них принадлежит воинам, погибшим на Куликовом поле в 1380 году, другая — в Северную войну 1700-1721 гг., третья – в Отечественную войну 1812 года.

Второй пункт назначения: пересечение Яузской и Николоямской улиц.

-8

-9

"На сем месте будет воздвигнут памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому, защитнику земли Русской" - гласит надпись на закладном кресте, появившемся на этом месте в 2003 году.

-10
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского.
Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского.
-12
-13

Сам монумент планировали установить уже в 2004 году, но не сложилось. А после смерти скульптора, Вячеслава Михайловича Клыкова, в 2006 году работа и вовсе встала.

Памятник Дмитрию Донскому появился на том месте, где много лет назад князь собирал войско для изгнания татаро-монголов в 2013. При этом закладной крест убирать не стали. Теперь памятника у нас два.

-14

Третий адрес: Восточная ул, 6

-15

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

В этом Храме по легенде покоятся два героя, один из которых стал первым павшим в ходе знаменитого сражения.

По преданию перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился в монастырь к Сергию Радонежскому за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси.

Сергий не только благословил, но и отправил с князем двух иноков: Александр Пересвет и Андрей Ослябя ушли из монастыря в свой последний бой.

-16

Александр Пересвет принял вызов прославленного война Челубея в традиционном «поединке богатырей» перед сдвинутыми ратями.

По легенде Пересвет снял доспехи и остался в одной схиме (монашеской накидке), чтобы удержаться в седле после удара копьем, которое у Челубея было длиннее.

-17

Благодаря этому ходу он смог поразить противника, но тоже погиб, став символом доблести и ратной чести.

После сражения тела обоих монахов-героев привезли в Москву и захоронили в этой Церкви.

-18
-19

Храм, известный с 1370 года неоднократно перестраивался, в 1870 г. внутри было установлено чугунное надгробие в честь памяти героев.

При закрытии Храма в 20-х годах 20-го века оно было продано как лом за 317 руб. 25 коп.

В советское время Храм был захвачен электромашиностроительным заводом "Динамо", который едва не построил на этом месте склад. Храм возвращен РПЦ в 1989 г. после чего началось его восстановление.

Надгробие снова на месте, только теперь деревянное, повторяющее то старое чугунное, канувшее в лету.

Примечательно, что на территории Церкви находится церковно-археологический кабинет - филиал музея, основанного РПЦ.

-20
-21
-22

Во дворе ряд камней. Если присмотреться то понимаешь, что это дорожные бордюры, обтесанные из надгробий - видно сохранившиеся надписи.

-23
-24