Найти тему
Мода в книгах

Частные коллекционеры против музеев

Нет, текст не претендует на статус статьи: это, скорее, наброски к ней. На будущее: будет время, напишу.

Прежде, чем попасть на курс Музейного кураторства в области моды в университете, я много лет собирала свою коллекцию винтажной одежды. У меня были друзья - коллекционеры и враги-коллекционеры; были друзья-музейщики и были "противные тетки", от концепций выставок которых темнело в глазах и хотелось собрать вещи и бежать вон, не дожидаясь такси.

А потом в универе начался этот курс, на второй лекции которого я узнала, что противостояние музейных кураторов и частных коллекционеров насчитывает не первый десяток лет. И нет разницы, частный музей или государственный. И нет разницы, обласкан ли коллекционер государством или гоним им. Просто есть музейщики. И есть коллекционеры. И всё. Более того, курс читала прекрасная и очень известная куратор моды одного из крупнейших музеев страны. А я уже в первом домашнем задании раскрыла все карты. Так мы оказались в одной лодке. То есть в одной учебной аудитории.

Фойе Зимнего театра Сочи во время экспонирования выставки "Курортные истории", кураторами которой были мои подруги-музейщики, а я участвовала как частный коллекционер.
Фойе Зимнего театра Сочи во время экспонирования выставки "Курортные истории", кураторами которой были мои подруги-музейщики, а я участвовала как частный коллекционер.

Забегая вперед скажу, что это был, пожалуй, самый трудный курс магистерской программы - но и один из самых продуктивных. А еще он мне помог убить в себе частного коллекционера. Не до конца, конечно, но так, отчасти.

Музей - это институция. Внутри музея сосуществуют разные люди с разнонаправленными векторами чувств, с разным объемом знаний. Но всё-всё это уравнивается одним простым документом. Есть ИКОМ (Международный Совет Музеев, создан в 1946 г) и есть Кодекс музейной этики - основополагающий документ, где прописаны функции музея. Не вдаваясь в подробности, у любого музея - маленького и большого, частного и государственного есть функции: собирать, хранить, изучать, экспонировать.

И если частные коллекционеры могут делать всё, что им заблагорассудится, то музей не может пренебречь ни одной из этих функций. В контексте этого противопоставления, важно две функции: хранить и изучать.

Коллекции костюма появились в музеях рано - в середине позапрошлого века. Но, как доходчиво описывает это Александра Палмер (описывает это и Валери Стил, и любой другой автор статей о кураторстве в области моды), одежда ставилась ниже гобеленов, керамики и мебели - не говоря уже о скульптуре и живописи. Вот такая стигматизация темы. Куратор живописи всегда будет заметней куратора модной коллекции музея в профессиональной среде. Ну, пока ветер не переменится, конечно. Сейчас классное время, и многие стигмы отмирают. Важно понимать, что костюм - особая область и музейного кураторства, и частного коллекционирования. Не самая признанная, так сказать.

Экспонаты выставки "Курортные истории"
Экспонаты выставки "Курортные истории"

В ИКОМ есть Костюмный комитет, который выпустил свои правила хранения, описания, изучения и экспонирования. Два пункта опять же важны: любой предмет, поступающий в коллекцию музея должен быть максимально тщательно описан. То есть, датирован и определен. Что это? Нижняя рубашка или чайное платье? Какого года или хотя бы каких лет? И второе: ни один предмет не может надеваться на живую натуру или экспонироваться более 4-6 месяцев. Предметы от этого портятся.

Частный коллекционер - он не музей. Он не обязан изучать каждый поступающий предмет - хотя многие коллекционеры очень этим заморачиваются. Но главная претензия к частным коллекционерам обычно сводится к плохому изучению собственной коллекции. Ошибки в датировке и прочие ошибки. Тут музей кривит губы и изрекает: "он же частный коллекционер, ну чего вы от него хотите?" Да, и это я тоже услышала))) Было обидно - но как нельзя более справедливо.

Каждый коллекционер - он живой человек, а не институция. Он имеет право собирать то, что ему нравится, а не то, что считает целесообразным совет директоров и эксперты музея. Кому-то нравятся вещи знаменитостей - кому-то предметы знаменитых кутюрье. Кто-то собирает кутюр, а кто-то собирает повседневные вещи жительниц провинциального города. И, мэджик, это могут быть равно значимые собрания, если придумать крепкую концепцию.

Крепкая концепция - это, пожалуй, очень важно. Тут коллекционер превращается в куратора и решает, что он хочет сказать своим собранием? Как жительницы городка штопали свои вещи? Тема супер, надо только изучить технологию штопки, собрать сотни интервью, понять, кто, когда, зачем, как штопал - и куда потом в заштопанном ходили. Тема тянет на хорошую выставку в столичном музее. То есть коллекционер - он тоже не дурак, когда он не дурак. А музей иногда плетется позади, сетуя на отсутствие в коллекции Ворта - хотя стоит поскрипеть, и без Ворта можно выплыть, слегка скорректировав курс.

Предметы, которые хранятся и экспонируются и предметы, которые хранятся и используются по назначению - в одном кадре.
Предметы, которые хранятся и экспонируются и предметы, которые хранятся и используются по назначению - в одном кадре.

Частный коллекционер - он живой человек. Ему свойственно любить свою коллекцию. Звучит банально - но мне вот поступали предложения продать тот или иной предмет, сделанные "на ходу" и чуть ли не в шутку. А продай, чо, тебе жалко что ли? Я обычно советую в ответ взять свою маму и сдать ее на органы - и, вы знаете, люди почему-то обижаются!! То есть мои чувства обесценивать можно - их ни-ни, о, неожиданность! Ребята, частный коллекционер воспринимает своё собрание как часть себя. Если бы он мог - он бы не коллекционировал: поверьте, жизнь без коллекции куда проще, чем с ней. А вот музеи могут что-то куда-то передавать: временно на выставку или на совсем. И никто не рыдает.

Более того, есть коллекционеры-пользователи. Они собирают, хранят, изучают и используют предмет по прямому назначению. Хотя ИКОМ ясно пишет, что коллекционным является предмет, не использующийся по назначению. В случае костюма - его не носят. Или.. носят. Тогда перед вами коллекционер-пользователь, и об этом можно почитать у Эми де ля Хэй.

С чего я начала эту статью? Есть у частных коллекционеров противная черта: желать, чтоб их предметы были постраше, так как это выглядит престижней. И тут, знаете ли, дело не просто в изучении или его отсутствии, а в психологии. Хочется же, чтоб дочка была прима на детском утреннике, а не кордебалет, ну, хочется же? И нам хочется, чтоб у нас 1900-е, а не 1980-е. На курсе Кураторства в области моды я научилась выключать в себе коллекционера. Сажусь такая у зеркала и честно смотрю себе в глаза и говорю: "Ну что ты мучаешься. Это же более поздняя вещь, и ты это знаешь. Ну надо же взрослеть!" И куратор в душе моей получает печеньку.

Помогает.