Вы замечали, что дети проводят много времени в наушниках? Что они слушают? Как это влияет на их эмоциональное состояние? Заглянем за занавес этого сложного таинственного мира музыки.
Волшебная сила музыки
Не в каждой семье есть музыканты, но, между тем музыку слушают все. А ведь звуки могут разрушать или наоборот – лечить.
Античные мудрецы считали, что каждая болезнь соответствует определенному ритму пульса, который располагался по порядку музыкальных чисел. В средние века Сенократ звуками труб лечил безумие. Демокрит считал, что флейта помогает исцелять тяжелые инфекции. А.М. Бехтерев занимался изучением лечебных возможностей музыки.
Под Новосибирском существует музыкальная школа для умственно отсталых детей, в которой только музыкой снимаются диагнозы, считающиеся неизлечимыми. После ее окончания дети способны вести нормальную полноценную жизнь. Но и без таких проблем бывает необходимость в некоторой коррекции эмоциональных состояний. К ним наибольшей степени относятся:
- тревожность;
- злость, агрессия;
- трудности общения;
- эмоциональная истощенность.
И тут на помощь может прийти музыка.
Музыка и психология
У некоторых школьников наблюдается аудио зависимость: они не могут находиться в тишине, не могут сосредоточиться, у них в ушах постоянно можно видеть наушники, качество звучания и содержание записей очень сильно оставляет желать лучшего. То, что чрезмерно агрессивная и мощная музыка пагубно воздействует на человека и природу, очевидно.
Почему же ребенок так стремится к саморазрушению? Это своеобразный способ освободиться от внутреннего напряжения, прорваться сквозь социальные запреты, преодолеть комплексы. Ему кажется, что агрессивная музыка спасает его от проблем не сознавая, что становится зависимым от этих звуков.
Исследования, проводимые психологами по воздействию музыки на психику детей (даже в пренатальный период) привели к выводам, что, например, тяжелый рок может привести к дебилизму, Моцарт же способствует развитию талантов.
Если льющаяся мелодия сопровождает занятия детей, это существенно повышает сосредоточенность, работоспособность, уровень творчества. Музыка должна звучать тихим фоном, не заглушая слов и мыслей. При использовании сочетания музыкального и словесного воздействия ведущая роль может отводиться как речи, так и музыке.
По возможности, я стараюсь использовать музыку хотя бы для младшей группы. Перед началом, когда дети готовятся к работе, нужно создать обстановку, способствующую концентрации внимания. В это время включаю спокойную мелодию. Если дети возбуждены, эффективны фортепианные произведения Ф. Шопена.
В процессе работы может звучать музыка, соответствующая теме занятия. Можно просто использовать сонаты Моцарта. Музыка должна нести ярко выраженное положительное начало. Так создается атмосфера, стимулирующая творчество.
Как меня знакомили с музыкой
В моей семье тоже не было музыкантов. Как у большинства – любители. Мама без отрыва от домашнего производства придумывала обучающие игры. Например, загадки: она ставила пластинку классической музыки, и я должна была угадать, кто композитор, какое произведение. Если все угадывалось, мы менялись ролями.
А вечером перед сном мама читала мне книжки о музыке Галины Левашевой «Музыкальные вечера», «Второе рождение музыки», «Твой друг музыка», «Пионерский музыкальный клуб» и пр. Я уже прекрасно читала сама, но когда это делает мама, это совсем другое, гораздо интереснее и… теплее, что ли.
Потом мне купили музыкальное лото, к которому приобщились все мои подруги. В результате я, не имея ни музыкального слуха, ни музыкальной памяти, прекрасно знала и историю музыки, и характерные черты многих композиторов.
Не обязательно любить именно классическую музыку. Просто учитывайте ее воздействие на психику ребенка. Вы сами можете ощутить влияние звуков. Просто прислушайтесь к себе и сможете влиять на свое чадо, включив нужную мелодию. Попробуйте.