Найти тему
Книжный имаджинариум

Рига – город русской культуры вчера и сегодня

Оглавление

Культурная жизнь Европы в период между двумя разрушительными мировыми войнами дала возможность сформироваться нескольким крупным центрам духовной и общественной деятельности. Помимо общеизвестных, как Париж или Берлин, возникали новые для культурного обмена места на карте Европы.

Русские эмигранты стремились попасть из охваченной революцией и голодом страны на периферийные территории бывшей Российской Империи. В получивших независимость странах Прибалтики и Финляндии они находили временный приют, а иногда оставались здесь на всю оставшуюся жизнь.

Например, блестящий историк-медиевист и брат примы-балерины русского балета Тамары Карсавиной Лев Карсавин связал свою жизнь с Каунасским университетом, что потребовало от него досконального изучения литовского языка.

Из своего поместья в Финляндии не вернулся в Россию известный писатель Леонид Андреев.

Не осталась без внимания русской интеллигенции и Латвия со столицей – Ригой.

История русской Риги

История Латвийского государства неразрывно связана с историей России, как бы в то время не называлась наша страна: Московское княжество, Российская империя или Советский Союз.

Сначала это были торговые связи, так как Ливония (будущая Латвия) представляла собой удобный транзитный пункт для исконно российских товаров (лен, пенька, ценные меха, древесина) через немецкие земли на запад Европы. Вместе с купцами в эти земли пришла православная вера, а также старообрядческое учение.

Русское подворье в Риге
Русское подворье в Риге

Любопытно, что городским жителем Латвии являлся, в основном, прибалтийский немец, а местное население занималось земледелием и контактировало с русскими гораздо меньше.

Так в Риге и других городах Латвии стали возникать русские анклавы. Особенно пик развития русской культуры пришелся на конец XIX века – начала XX века, когда начался формироваться промышленный капитал и купцы – меценаты стали основывать образовательные учреждения и местные органы печати. Был основан Политехнический институт, общественные и частные гимназии, газеты «Рижский вестник» и знаменитая «Сегодня». Возникло Рериховское культурное общество.

Рига в начале XX века
Рига в начале XX века

После 1917 года в Риге останавливались философы Николай Бердяев и Семен Франк, историк Александр Кизеветтер, писатели Шмелев и Бунин. В городе появились благотворительные организации и общество скаутов.

Роковой 1941 год

Менее всего повезло Латвии, как самостоятельному государству, в начале 1940-х годов. Расположенная между двумя военными империями, страна-лимитроф вынуждена была примкнуть либо к одному, либо к другому могущественному соседу.

После провозглашения 21 июля 1940 года Латвийской Советской республики начались непоправимые для русской культуры Риги процессы.

Так, были сосланы в Сибирь или расстреляны органами НКВД все сотрудники издания «Сегодня» и другие известные деятели культуры:

  • Историк Православной Церкви Латвии и этнограф Сергей Сахаров;
  • Собиратель русского фольклора Восточной Латвии Иван Фридрих;
  • Инженер-химик Петр Терентьев;
  • Художник-карикатурист Сергей Цивинский.

Помимо творческой интеллигенции, в Риге осели бывшие царские военные чины и участники Белого Движения. Правительство Латвии разрешило им пребывание на своей территории взамен отказа от проекта восстановления Российской Империи, а также запретило образовывать военные организации и различные боевые дружины для продвижения своих подрывных идей.

Поэтому тех, кто их них остался в Латвии, в 1941 году ждала неприглядная участь.

  • Так, оказался в лагере бывший комендант Петрограда Борис Энгельгардт;
Русский военный и политический деятель Борис Энгельгардт (1877—1962)
Русский военный и политический деятель Борис Энгельгардт (1877—1962)
  • полковник царской армии, а затем журналист Сергей Коренев умер в ссылке на территории Узбекистана;
  • расстрелян офицер и книгоиздатель Сергей Караченцов и бывший полковник Генерального штаба Максим Дидковский.

Перспективы и надежды на будущее

После окончания Второй мировой войны в Ригу стали приезжать граждане-коммунисты из Центральной части России. Начался процесс формирования «нового советского человека». При этом богатые культурные традиции прошлого были утеряны.

Те культурные связи, которые образовались между различными этническими группами, конфессиями и трудовыми производительными классами общества, не смогли заменить прежние духовные скрепы, а значит, возникла область для социального антагонизма и нарастающего напряжения внутри латвийского общества.

Хочется надеяться, сто русское влияние в Риге восстановится до периода между Войнами, а внутреннее замирение этнических групп станет возможным при прямом участии представителей русской интеллигенции.

Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!