Найти в Дзене

Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 г.

Оглавление

Алексей Леонов – лётчик-космонавт СССР № 11, первый человек, вышедший в открытый космос, дважды Герой Советского Союза (1965, 1975 г.).

Семья. Детство и юношество. Учеба.

Алексей Леонов родился в селе Листвянка (ныне Тисульского района Кемеровской области). Был восьмым ребёнком в семье.

Отец — Архип Алексеевич Леонов (1893-1981 гг.). В 1937 году отец был репрессирован, семью выгнали из дома, а соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». В 1939 г. отца реабилитировали.

Мать – Евдокия Минаевна (1895-1967 гг.).

Алексей Леонов учился в кемеровских школах № 35, 37.

В 1947 г. семья переехала по новому месту работы отца в Калининград. Алексей Леонов окончил среднюю школу № 21 Калининграда в 1953 г. Рано проявил художественный талант, оформлял стенгазеты. Хотел поступить в Рижскую академию художеств, но не имел средств для жизни в Риге.

В 1955 г. окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, куда поступил по комсомольскому набору. В 1957 г. окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (ВАУЛ) и вступил в КПСС. Был направлен лётчиком в 113 гвардейский истребительный авиационный полк 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 69-й воздушной армии Киевского военного округа, а в 1959 г. — старшим лётчиком в Группу советских войск в Германии, 294-й отдельный разведывательный авиационный полк 24-й воздушной армии.

Отряд космонавтов.

В 1960 г. был зачислен в первый отряд советских космонавтов и прошел подготовку к полетам на кораблях "Восток" и "Восход".

Подготовка к полету.

В июле 1964 г. был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле "Восход-2". Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот; дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин.

Тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля "Восход-2" в натуральную величину.

9 февраля 1965 г. было окончательно решено, что в космос отправятся Беляев и Леонов, а дублёрами будут Заикин и Хрунов. Горбатко считался запасным.

За три недели до предполагаемого запуска "Восход-2", 22 февраля 1965 г. был запущен аналогичный аппарат "Космос-57" в беспилотном режиме. Основная задача — проверка работ системы шлюзования — была полностью выполнена, однако при возврате аппарата возник сбой, из-за чего спуск начался в незапланированном районе. Через 22 минуты сработала система самоуничтожения с целью недопущения приземления аппарата вне территории СССР. Образовавшиеся обломки в течение нескольких дней сгорели в плотных слоях атмосферы. Несмотря на эту аварию, было решено продолжить работы по запуску основного аппарата.

Полет и выход в открытый космос.

18-19 марта 1965 г. Алексей Леонов совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле "Восход-2". Старт был произведен 18 марта 1965 г. в 10:00 по московскому времени с космодрома Байконур. Полет длился 1 сутки и 2 часа.

В ходе полёта Алексей Архипович Леонов осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос, проявив при этом исключительное мужество, особенно в нештатной ситуации, когда раздувшийся космический скафандр препятствовал его возвращению в космический корабль.

За выходом в открытый космос, без преувеличения, следила вся страна.

Для выхода в открытый космос в НПО "Звезда" был создан специальный скафандр "Беркут". Скафандр был вентиляционного типа и расходовал около 30 л кислорода в минуту при общем запасе в 1666 л, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, очень затруднило Леонову возвращение на "Восход-2".

Сразу после выхода на орбиту, уже на первом витке, была надута шлюзовая камера, состоящая из 12 "пневморёбер". Перед выходом оба космонавта были в скафандрах. Беляев был готов в случае непредвиденных обстоятельств помочь Леонову вернуться в корабль. Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру (люк спускаемого аппарата). Леонов в скафандре перебрался в неё. Беляев закрыл за ним люк и начал разгерметизацию камеры. В это время корабль находился над Египтом (вне зоны радиосвязи с наземными пунктами слежения на территории СССР).

В 11:32:31 Беляев открыл люк шлюзовой камеры, и в 11:34:51 Леонов выплыл в безвоздушное пространство. В момент выхода Леонова в открытый космос Беляев передал сообщение в эфир: "Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!"

Алексей Леонов в открытом космосе.
Алексей Леонов в открытом космосе.

На внешней поверхности корабля были установлены две передающие камеры телевизионной системы "Топаз-25" (25 кадров в секунду). Приём телесигнала осуществлялся на спиральную антенну ТНА-150 с эффективной площадью приёма в 150 м2 на полигоне "Медвежьи озёра" (Московская область), а также приёмными станциями в Красном Селе (Ленинградская область), на Симферопольском измерительном пункте и на объекте "Уссурийск" на Дальнем Востоке. Принятое на каждой станции изображение записывалось на киноплёнку. Съёмка с внешней поверхности корабля осуществлялась также специальной кинокамерой С-97. В скафандр Леонова была встроена фотокамера Ф-21, разработанная в ведомстве КГБ, но сделать снимки не удалось, так как при перемещении космонавта из спускаемого аппарата в шлюзовую камеру оторвался манипулятор фотокамеры.

Пять раз Леонов удалялся от корабля и возвращался к нему. Он был связан с кораблём фалом, длина которого составляла 5,35 метра. После отхождения от корабля Леонов проплывал над Чёрным морем, Кавказским хребтом, Волгой, Иртышом, Енисеем.

Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.

Выход в открытый космос закончился во время пролёта корабля над Якутией. Возвращение в шлюзовую камеру было осложнено тем, что из-за большой разности давлений снаружи и внутри скафандра требовались большие усилия для сгибания оболочки скафандра, который к тому же несколько раздулся. Только после того как Леонов снизил давление кислорода внутри скафандра с 0,4 до 0,27 атм, он смог войти в шлюзовую камеру, толкнув сначала туда снятую кинокамеру С-97.

В 11:48:34 был закрыт люк шлюзовой камеры, и через три минуты начался наддув воздуха. После достижения нормального давления и открытия люка спускаемого аппарата Леонов развернулся в шлюзовой камере головой к люку и, войдя наполовину в спускаемый аппарат, закрепил на кронштейнах кинокамеры: С-97 и ещё одну, С-08, которая была установлена внутри шлюзовой камеры. Затем, развернувшись в шлюзовой камере, вошёл в спускаемый аппарат "ногами вперёд". Вопреки инструкциям, не закрыв люк и не проверив герметичность, Леонов открыл шлем и протёр глаза от заливавшего их пота.

Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине, но не мог понять причину, так как датчик люка показывал его закрытие. Парциальное давление превышало нормальное (160 мм рт. ст.) в два раза и более, что создало угрозу взрыва, аналогичную причине гибели Бондаренко и экипажа Аполлон-1, — малейшая искра в системе электроснабжения могла привести к воспламенению обогащённой кислородом воздушной смеси в кабине. Через 7 часов полёта рост общего давления до 920 мм рт. ст. привёл к срабатыванию аварийного клапана перепуска, возник вибрационный толчок, после чего состав воздушной смеси и давление в кабине стали приходить в норму.

Шлюзовая камера по команде командира корабля была отстрелена, но её отстрел повлиял на автоматическую стабилизацию полёта, вышла из строя система ориентации, что привело к большой угловой скорости вращения корабля в двух плоскостях, корабль делал полный оборот в течение 20—22 с. Затем угловая скорость стала уменьшаться, и к 15 витку полный оборот происходил за 55 с. По команде с Земли устранить вращение удалось включением ручного управления и последующим выключением его.

Посадка корабля.

Посадка корабля "Восход-2" должна была состояться после 17 витков в автоматическом режиме, но автоматика отказала. Экипажу была дана команда сажать корабль вручную на 18 или 22 витке. Как рассказывал впоследствии Леонов, экипаж сам выбирал район для посадки — в 150 км западнее Соликамска — в тайге, чтобы не было предприятий и линий электропередач. На 18 витке Павел Беляев перевёл корабль на ручное управление. Так как кресла космонавтов в кораблях "Восход" были повёрнуты на 90° относительно пульта (и относительно исходного положения на кораблях "Восток"), ручное управление было невозможно, если космонавты пристёгнуты в кресле «по-посадочному». Поэтому Беляеву пришлось отстегнуться, сориентировать корабль, подготовить включение тормозной двигательной установки (ТДУ), вернуться в кресло, пристегнуться и включить ТДУ. На то, чтобы вернуться в кресло и пристегнуться, ушло 22 секунды, что дало перелёт приблизительно на 165 км к северо-востоку. В результате спускаемый аппарат приземлился в нерасчётной точке, примерно в 70 км западнее Соликамска и 180 км к северу от Перми.

Приземление и спасательная операция.

Приземление состоялось 19 марта в 12:02:17 по московскому времени в заснеженной тайге, далеко от населённых пунктов, в пересечённой оврагами местности в 2 км от русла реки Уролки. В спускаемом аппарате был коротковолновый передатчик, по которому азбукой Морзе автоматически передавалось "ВН, ВН..." - все нормально. Сигнал радиомаяка принимался стационарными радиопеленгационными комплексами "Круг", но погрешность определения места посадки составляла 50-70 км. Кроме того, у космонавтов была УКВ-радиостанция Р-126, но для успешного использования её надо было извлечь из спускаемого аппарата и снабдить высоко поднятой антенной.

Спустя примерно четыре часа после приземления (около 16:00 по московскому времени) место посадки было обнаружено с гражданского вертолёта Пермского авиаотряда по ярко-красному куполу парашюта. Космонавты развели костёр, через 40-50 минут с вертолёта им сбросили куртки, унты, а в хозяйственной сумке топор и ракетницы с тремя ракетами. Космонавты всё подобрали за исключением унтов, которых не удалось найти. Вещи, сбрасываемые с вертолетов позже, найти на значительном удалении и в глубоком снегу было невозможно. Работа вертолётов в районе посадки была затруднена из-за большой высоты деревьев (30-40 метров), а в ночных условиях была полностью приостановлена.

Космонавты находились на месте посадки двое суток, причём первую ночь они провели одни. Спускаемый аппарат остывал на морозе, внутри кабины становилось всё холоднее. Скафандр Леонова ещё при выходе в открытый космос изнутри был мокрым от пота и конденсата. Ночью космонавты сняли скафандры, отжали бельё от накопившейся влаги, вновь оделись и дополнительно утеплились, используя споротые куски внутренней экранно-вакуумной теплоизолирующей обшивки кабины (несколько слоёв алюминиевой фольги с синтетической тканью — дедероном). Ночь провели в креслах-ложементах кабины, закутанные кусками обшивки и парашютными стропами.

На другой день, 20 марта, космонавтам удалось с большими усилиями (с помощью топора) извлечь радиостанцию Р-126, поднять антенну и установить радиосвязь с самолётами Ан-12 и Ил-14, которые попеременно находились в районе посадки. Затем к месту посадки стали прибывать спасатели поисковой группы, а также хорошо ходившие на лыжах лесники из организованных местных поисковых групп. Часть спасателей удалось высадить на удалении 2 км (по другим источникам 1,5 км) от космонавтов из вертолёта в режиме висения над небольшой площадкой с не очень высокими деревьями (затем эта ближняя площадка была расчищена доставленными сюда лесорубами и стала промежуточным пунктом эвакуации). Из-за большой глубины снежного покрова на преодоление 2 км первой группе спасателей (3 человека) потребовалось 3 часа, группа добралась до космонавтов в 11:35.

Подходящая поляна для посадки нескольких вертолётов находилась в 5 км от космонавтов, на ней был развёрнут штаб руководства спасательной операцией. Отсюда, с большой площадки, 20 марта к космонавтам отправилась на лыжах ещё одна группа спасателей. К вечеру 20 марта около экипажа собрались 22 человека. У космонавтов появилось тёплое белье, унты. В большом котле вскипятили воду, космонавты помылись. Вторую ночёвку космонавты провели в построенном на месте посадки бревенчатом срубе.

Эвакуация космонавтов состоялась на третьи сутки, 21 марта. Космонавты и спасатели пришли на лыжах к вертолёту Ми-4 на ближней площадке (2 км), который перебросил их на большую площадку. На вертолёте Ми-6 космонавты были доставлены в аэропорт Большое Савино (г. Пермь). Дорога, ведущая от аэропорта в город, позже была переименована в "шоссе Космонавтов". Вечером 21 марта 1965 г. космонавты прилетели на Байконур.

На месте посадки спускаемого аппарата после убытия космонавтов, лесорубами была расчищена площадка 70×200 м для вертолёта в режиме висения и подцепки спускаемого аппарата (эвакуирован 22 марта вертолётом Ми-6 с помощью 25-метрового троса).

Результаты полёта.

В полёте произошло семь аварий; по словам Леонова, три или четыре ситуации несли смертельную опасность. Самая тяжёлая из них произошла, когда отказала система управления: была выключена вся автоматическая программа, и не было связи с Землёй.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Ситуация с двумя ночёвками космонавтов в лесу была признана большим провалом существующей на тот момент службы поиска. Она показала, что для быстрых и согласованных действий по организации поисково-спасательной службы необходимы объединённые усилия всех ведомств, имеющих в наличии воздушные суда и наземные средства поиска. Итоги полёта в какой-то степени дали толчок развитию системы авиационно-космического поиска и спасания, что впоследствии привело к созданию Единой государственной авиационной поисково-спасательной службы СССР.

Стала очевидной необходимость курса выживания для космонавтов в различных климатических и географических зонах — проведения тренировок в условиях, приближенных к экстремальным. Был уточнён состав комплекта носимого аварийного запаса.

Совершив первый выход в открытый космос, советские космонавты опередили планы США. Через два с половиной месяца выход в космос совершил американский астронавт Эдвард Уайт.

Полёт корабля "Восход-2" был последним пилотируемым полётом кораблей типа "Восход". Ранее планировался длительный, до 15 суток, пилотируемый полёт на корабле "Восход-3", но этот полёт был отменен. Был осуществлён длительный полёт корабля «Восход» ("Космос-110") с собаками Ветерок и Уголёк на борту. Этот полёт начался 22 февраля 1966 г. и продолжался 20 суток. Это был последний полёт кораблей "Восход".

В это время в Советском Союзе разрабатывался новый пилотируемый корабль "Союз", который совершил первый полёт с космонавтом на борту в апреле 1967 г.

В 1968 г. на месте посадки спускаемого аппарата был установлен шестиметровый памятный знак из титана. В 1977 г. здесь побывал Алексей Леонов. В 2011 г. на этом месте был установлен новый памятный знак из чёрного гранита, на котором высечены благодарные слова космонавта Алексея Леонова:

"Только такая гостеприимная земля, на которой живут люди с доброй душой, могла принять так мягко космический корабль, который шёл к земле со скоростью 8 км/сек. По своей духовности, энергии, внутреннему убеждению, по размаху души вы выше многих народов, процветающих в материальном благополучии. Вы живете красивой, русской, северной жизнью. Спасибо вам за это".

Алексей Архипович Леонов.
Алексей Архипович Леонов.

Также три улицы Перми получили свои наименования в честь космонавтов — улица Космонавта Беляева, улица Космонавта Леонова и Шоссе Космонавтов.

Дальнейшая карьера.

В 1965-1969 гг. в группе космонавтов Алексей Архипович участвовал в подготовке по лунно-облётной и лунно-посадочной программам. Вместе с О.Г. Макаровым входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 г. экипажей для облёта Луны. В начале декабря 1968 г. члены трёх подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (в США пилотируемый облёт Луны планировался на 21-27 декабря 1968 г.), невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 г., но разрешение так и не было получено. В 1969 г. два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 г. экипажа "Аполлон-11".

В 1968 г. Алексей Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского (инженерный факультет).

15-21 июля 1975 г. А.А.Леонов совместно с В.Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля "Союз-19" по программе "ЭПАС" (программа "Союз — Аполлон"). Продолжительность полёта — 5 суток 22 ч 30 мин 51 с. Тогда впервые была проведена стыковка кораблей двух разных стран.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм генерал-майор авиации А.А. Леонов 22 июля 1975 г. награждён второй медалью "Золотая звезда" и орденом Ленина.

В 1970-1991 гг. Алексей Леонов занимал пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов и командира отряда космонавтов.

За годы научно-практической работы и во время космических полетов Леоновым был выполнен целый ряд исследований и экспериментов, среди которых: исследование световых и цветовых характеристик зрения после полета в космос, влияние факторов космического полета на остроту зрения пилота комплекса "Буран", разработка гидролаборатории, создание скафандра для работы в гидросфере. Он неоднократно принимал участие в научных конференциях и международных конгрессах, сделал около 30 докладов. Также он является автором нескольких книг.

У Алексея Леонова 4 изобретения и более 10 научных трудов, имеет множество отечественных и иностранных наград.

Его имя носит кратер на Луне, улицы в Перми, Калининграде и Кемерово, Кременчуге и т.д. Алексей Архипович – Почетный гражданин 30 городов мира.

Алексей Леонов как художник.

Алексей Леонов в содружестве с художником-фантастом Андреем Соколовым, создал ряд почтовых марок СССР на космическую тему. Дебют тандема в филателии состоялся в марте 1967 г., когда художниками была выполнена серия из трёх марок, посвящённая Дню космонавтики. В октябре того же года увидела свет серия из пяти марок "Космическая фантастика", посвящённая освоению Вселенной.

Следующая серия из 6 марок тандема Леонов-Соколов вышла в сентябре 1972 г. к 15-летию космической эры. В композиционном решении эта серия не была похожа ни на одну из предыдущих работ авторов. Художественное поле каждой марки было разбито на две части: на большей из них изображены достижения советской космонавтики на тот момент, на другой — будущее космической эры. Марки этой серии были признаны лучшими марками СССР 1972 г. в разделе "Советская наука и техника".

К 15-летию первого выхода человека в открытый космос был выпущен почтовый блок СССР с рисунком А.А. Леонова и факсимиле его подписи.

Алексей Архипович Леонов — автор около 200 картин и 5 художественных альбомов, среди которых космические пейзажи, фантастика, земные пейзажи, портреты друзей. Его работы широко выставляются и публикуются.

Источник 1. Источник 2. Источник 3. Источник 4. Источник 5.

---

6 марта 1937 г. родилась Валентина Терешкова.

9 марта 1934 г. родился Юрий Гагарин.

Битва за "Салют". История подвига.

Орбитальная станция "Мир".