Найти тему
Белорус и Я

Психолог программы «Голос. Дети» о том, стоит ли отдавать детей в это шоу

Психолог Татьяна ШАПКИНА рассказала нам о том, как уберечь нервы участников самого рейтингового телепроекта

Фото: https://i.ytimg.com/
Фото: https://i.ytimg.com/

Без слёз не обходится ни один эфир детского «Голоса». Плачут наставники, родители, что уж говорить о малышах. Многие давно осуждают проект за излишнюю драматургию. Мы задали несколько вопросов на этот счёт кандидату педагогических наук, педагогу-психологу высшей категории Татьяне Шапкиной.

- Насколько ожидание и прочие производственные издержки детского «Голоса» опасны для маленьких артистов?

- Все очень индивидуально. Нельзя сказать, надо или не надо отправлять ребенка на проект. Это всё равно, что чинить телевизор, не понимая причины поломки. Когда приводят ребёнка, сразу спрашивают: «Можно ли помочь?». То есть «какую таблетку» дать. Но ведь это зависит от множества факторов: особенности психики, отношений в семье, прочего бэкграунда. Можно вычленить несколько важных аспектов «Голоса», но идти на проект или нет должны решать только родители. Именно родители должны «дозреть».

- Первый — правовой. Никто не запрещал проводить конкурс. Родители несут ответственность за детей, подписывая договор, и права ребенка при этом не нарушаются. Именно мама и папа до совершеннолетнего возраста отвечают за детей. И спекулировать на теме опасности не стоит. Ни один психолог не даст точного рецепта.

Джина Боу Хамдан - девочка из Сирии, спела песню о детях Ливана "Верните нам детство, верните нам мир", посвящалась детям Ливана. Расплакалась сама и заставила плакать миллионы зрителей по всему миру. Фото: https://www.aljazeera.net/
Джина Боу Хамдан - девочка из Сирии, спела песню о детях Ливана "Верните нам детство, верните нам мир", посвящалась детям Ливана. Расплакалась сама и заставила плакать миллионы зрителей по всему миру. Фото: https://www.aljazeera.net/

- Но ведь кроме опасности есть и очевидные плюсы? Опыт, в конце концов.

- Это и есть второй аспект — развивающий. Пространство конкурса несёт огромный развивающий потенциал, потому что ребенок находится в окружении взрослых. Он не одинок. Даже если он переживает, ждет, то постоянно в контакте и под присмотром. Конечно, если есть опасения за психическое здоровье ребёнка, то лучше провести обследование. Но в целом участие в конкурсе — это рост. Как на горке: малыш забирается, подходит к краю, испытывает вестибулярное напряжение, а затем снимает его, спускаясь вниз. Взрослый не делает это за него, а страхует. Не бывает развития без стресса. Но у ребенка создается полное ощущение того, что это его заслуга. Это и есть личностный рост, набор опыта, возмужание. Бывают и слезы, но это индикатор снятия напряжения. У детей возникает волшебная иллюзия, будто они делают это сами: я выступил, прошёл дальше, меня выбрали, меня поприветствовал дирижёр. Целая команда, сотни человек работают на это. Это уникально и здорово!

Фото: https://i1.wallbox.ru/
Фото: https://i1.wallbox.ru/

- На отношения с родителями такой стресс повлиять могут?

- Переходим к третьему аспекту — терапевтическому. На конкурсе дети лучше всего узнают своих родителей. Нет ситуаций, которые сильнее, чем конкурс, объединяли бы семью и формировали доверительные отношения между родителями и ребенком. Для детей это крайне полезно. Они узнают новое о родителях, которые не сдерживают эмоции и предстают ранимыми. Они понимают, что родители верят в них. А родители открывают в детях новые, удивительные качества. Сейчас прослеживается очень печальная ситуация в отношениях родителей с детьми, после чего дети попадают в «зону риска» — становятся скрытными, уходят из дома и так далее. Проект в этом смысле работает на исправление тенденции: развязка после напряжения формирует новые, особые и близкие отношения внутри семьи.

Фото: https://pbs.twimg.com/
Фото: https://pbs.twimg.com/

- На что чаще всего жалуются?

- Есть два типа детей. У первых - потребность ощутить взрослого, то есть меня, в качестве проводника. Поэтому обычно спрашивают: «послушайте меня, правильно ли я спел?», «что нужно для того, чтобы все повернулись?». Второй тип — те, кто копит эмоции внутри, им трудно выражать их. Такой ребёнок не всегда обратится - просто сидит с отрешённым видом. В таких ситуациях нужно «идти через тело» — двигательные, дыхательные упражнения — через этот комплекс к ребёнку начинает приходить понимание. Он вдруг спрашивает: «Можно я к маме пойду?». Готов говорить. То есть сначала ребенку было трудно выразить переживания, а потом он начинает это делать. Любые отрицательные переживания копить в себе нельзя.

- В чем заключается ваша функция на проекте?

- Мы (психологов на проекте несколько — прим.ред.) сопровождаем ребёнка до выхода на сцену. И встречаем после выступления.

- В третьем сезоне детского «Голоса» на сцене потерял сознание Андрей Клубань. С чем это может быть связано?

- Снятие напряжения организмом. Обморок, слезы расстройства или радости — способ снятия напряжения.

Егор АРЕФЬЕВ, Москва

© "Союзное государство", № 3, 2016

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Звёзды Союзного государства

Почему Алексей КОРТНЕВ всех своих детей называет на "А". Даже Никиту

Жерар ДЕПАРДЬЕ рассказал нам, почему предпочёл Россию США

Марина Яковлева современные фильмы о войне сравнивает с детской игрой в войнушку

Откуда сегодня у "Бедной овечки" борзость духа

Виктор СУХОРУКОВ: Был готов за бутылку отдать джемпер из козьего пуха

Андрей ФЕДОРЦОВ воплотил мечту погибшего друга

Артур СМОЛЬЯНИНОВ рассказал, какие российские фильмы считает "однозначным позорищем"

Два последних разговора с Михаилом ЖВАНЕЦКИМ: «Батька – молодец!»

После увиденного в Сирии звезду "Глухаря" Викторию Тарасову сутки "трясло"

Шоу Голос
943 интересуются