Найти тему
SRSLY

Танцуя закат истории: «Сатанинское танго» Белы Тарра в контексте современной культуры

К середине 90-х подуставший от постмодернизма мировой кинематограф активно искал новые точки опоры. Один из центральных путей, предлагавший альтернативу искусственно сконструированным игровым формам, разглядел в 1999 году Дэвид Кроненберг. Тогдашний председатель жюри Каннского конкурса вместе с командой наградил «Розетту» бельгийцев братьев Дарденн и «Человечность» француза Брюно Дюмона. Эти во многом экспериментальные фильмы, снятые в предельно реалистичной манере и сосредоточенные на локальных, казалось бы, камерных и провинциальных историях, не только отражали остросоциальные проблемы, но и с помощью пластических средств кинематографа (ультраручная камера Дарденн или бескомпромиссная статичность и натурализм Дюмона) выходили на глобальные философские обобщения, осмысляли кризис западной цивилизации и предлагали обновленный путь гуманизма. Популярность в профессиональной среде этих двух картин во многом предопределило стилевое развитие авторского кино. Новый реализм агитировал за отказ от обманчивых игровых форм, позволяющих зрителю и культуре в целом уходить от насущных вопросов, и призывал сфокусировать взгляд на проблемах фактического человеческого существования в мире после конца классической культуры, в мире уже давно погибшего бога, в мире, где экзистенциальная модель также оказалась задавлена масскультом и потерпела поражение.


 
	 За пять лет до этого, в 1994 году, на Берлинале прошла премьера «Сатанинского танго», семичасовой черно-белой фрески венгерского режиссера Белы Тарра. Основанный на одноименном романе современного классика венгерской литературы Ласло Краснахоркаи — он также принял участие в написании сценария — фильм, несмотря на свою длительность, намеренно отказывается от насыщенной внешними сюжетными поворотами фабулы. Практически вся многочасовая история концентрируется вокруг одной увядающей венгерской фермы, где отчаявшиеся жители коммуны делят остатки того малого, что было накоплено за далеко не один век их жизнедеятельности. Вырванные из-под власти времени судьбы стареющих обитателей поселка оказались не у дел в новейшее время. В абсолютном отчаянии и бездействии текут дни, и даже ожидание конца уже стало невыносимо.
За пять лет до этого, в 1994 году, на Берлинале прошла премьера «Сатанинского танго», семичасовой черно-белой фрески венгерского режиссера Белы Тарра. Основанный на одноименном романе современного классика венгерской литературы Ласло Краснахоркаи — он также принял участие в написании сценария — фильм, несмотря на свою длительность, намеренно отказывается от насыщенной внешними сюжетными поворотами фабулы. Практически вся многочасовая история концентрируется вокруг одной увядающей венгерской фермы, где отчаявшиеся жители коммуны делят остатки того малого, что было накоплено за далеко не один век их жизнедеятельности. Вырванные из-под власти времени судьбы стареющих обитателей поселка оказались не у дел в новейшее время. В абсолютном отчаянии и бездействии текут дни, и даже ожидание конца уже стало невыносимо.
-3

Этот событийный минимализм позволяет Тарру уйти от привычного сюжетосложения, сосредоточиться на форме, и уже через нее строить свободное поэтическое рассуждение. Одна из главных, самых очевидных и ярких опорных точек его художественного языка — длительность отдельно взятых кадров. Невероятно протяженные планы (хронометраж некоторых занимает почти десять минут) строятся либо на мертвой статике, либо на неспешном внутрикадровом монтаже, на долгих и композиционно безупречных тревелингах по безлюдным улицам и окрестностям деревни, пустынным ветреным дорогам, оголенным кронам деревьев.

Иногда время застывает. Жизнь утекает из мизансцен, и кадры едва заметно превращаются в статичные картины. Композиции застолий, будто написанные фламандскими живописцами, здесь разрушаются, приобретают аскетичные формы, теряют широту и энергию, как бы освобождая глубину кадра — холодную, пугающую пустоту. Этот ужас перед зияющей брешью материи, перед грязью, перед опустившейся до животного состояния мучительной жизнью наощупь и есть, в общем, первостепенное пространство для художественных рефлексий режиссера.

Несмотря на метафизичность языка, кино Тарра, как и роман Краснахоркаи, повествует о довольно ясной и четко обозначенной проблеме: о том, как оставленные за бортом новейшей истории люди классической традиционной культуры, попранные несовершенным укладом разваливающегося соцлагеря (последним, тоже несостоявшимся оплотом просвещения), теряли ценностные ориентиры и веру. Там, где место убитого Бога не заняла «Кока-кола», там в утраченной человечеством черно-белой материи все дотанцовывают и дотанцовывают свое одинокое, мучительное танго отчаявшиеся герои Белы Тарра.

-4

Намеренные апелляции режиссера к ницшеанской философии, к образам как классического, так и религиозного экзистенциализма (не случайно «Сатантанго» перекликается с главной лентой Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар»), становятся важным этапом мировой культуры, открывающим возможности поиска пути в мире, где существование предшествует сущности, а нерв реальности давно заслонен интертейментом. Метафизическая поэтика Тарра — это попытка разглядеть, веет ли дух в вынесенном за скобки цивилизации архаичном мире и есть ли там альтернативные тупику варианты.

Отсюда и проистекает внимание к онтологическим возможностям кино. Аскеза языка, фактическое существование предметов в кадре. Режиссер-автор пытается выступать медиумом к естественному и в каком-то смысле первозданному состоянию материального мира. В таком художественном пространстве зритель перестает быть исключительно наблюдателем и становится участником, сотворцом и полноправным интерпретатором разворачивающегося перед ним художественного произведения.

-5

Поэтизация и остранение реальности за счет длительностей, внутренних интенсивностей и намеренных технических искажений роднит кино Тарра и с кинобалетами его соотечественника Миклоша Янчо, и с авангардными еще немыми экспериментами француза Жана Эпштейна, и с «Жанной Дильман…» Шанталь Акерман, и с фильмами Энди Уорхола, прообразами так называемого медленного кино. Под влиянием фильма Тарра в большой авторский кинематограф вернулся Гас Ван Сент, продемонстрировав миру свой главный шедевр, пластически совершенного «Слона». О значимости поэтики «Сатантанго» вспоминают такие заслуженные мастера медленного кино и магического реализма, как Апичатпонг Вирасетакул и Карлос Рейгадас.

Реальность, структурированная и осмысленная художником, как правило, несет в себе высказывание помимо непосредственной воли автора. Тарр хорошо понимает важность этого парадокса и, насколько это возможно, отпускает образы в свободное плавание. «Сатанинское танго» — прежде всего не этическая дилемма, а эстетическое путешествие по платоновской пещере теней. Путешествие, призвавшее мировую культуру вновь повернуться в сторону человека.