Утро 5 августа 2010 года было самым обычным для работников шахты Сан Хосе, которая находилась в пустыне Атакама. Трудились там отчаянные мужчины, понимавшие насколько опасна их работа, но не имевшие выбора– им нужно было кормить свои семьи. Этот рудник имел плохую репутацию. С момента открытия шахты, в 1889 году, там произошло множество аварий. Владельцы шахты, как и по всему миру их коллеги, мало что делали для безопасности работников. На их компанию был наложено множество штрафов за нарушение требований безопасности, но шахта работала и дальше.
В тот рабочий день внутри находилось 33 шахтера, которые разделились на группы для работы на разных уровнях. Смены менялись: кто-то работал, а кто-то отдыхал в убежище. Убежище – это высеченное в скале пространство с тяжелой металлической дверью, созданное для укрытия при обвалах и ли других нештатных ситуациях. Рабочие используют его и в качестве комнаты отдыха, туда подается воздух прямо с поверхности и там можно передохнуть от духоты и повышенной влажности в туннелях. Там же храниться еда, но ее немного – работникам хватило бы ее на пару дней максимум.
Наступил полдень, работники готовились к подъему на поверхность для обеда, когда прозвучал оглушающий грохот. Произошел обвал. Люди кинулись выше к погрузочной рампе, надеясь, что за ними спустится подъемная кабина. Но снова раздался грохот – шахта начала рушиться.
Внизу в шахте еще оставались люди, и руководитель смены с еще двумя мужчинами решили спуститься за ними на грузовике. Оказалось, что те, кто работал на нижнем уровне подумали, что это взрывные работы и не предали большого значения грохоту.
Всех мужчин удалось загрузить в машину и начать подъем к убежищу. Там провели перекличку и выяснили, что все 33 работника смены на месте и не пострадали.
Мужчины стали пробираться к выходу на поверхность, но оказалось, что дорогу им перекрыл огромный каменный пласт. У многих был опыт нахождения под завалами и пришло понимание, что эту каменную стену так просто с места не сдвинешь. Они были замурованы на глубине 700 метров.
В это время на поверхности стала собираться пресса и родственники замурованных шахтёров. Никто не знал, что произошло с их близкими. В СМИ оценили шансы на выживание в 2%, чем повергли семьи шахтеров в отчаяние. Стало известно, что случился обвал и все проходы перекрыла огромная глыба диорита высотой 150 м и шириной 100м, весом в более 700 тыс. тонн.
Спасательные команды предпринимали различные способы проникнуть в шахту, но все они не имели успеха. Попытки расчистить завалы техникой вызывали новые обвалы. Стало ясно, что привычные методы в этой ситуации не работают и нужно было придумывать новый план по спасению. Специалисты по бурению со всего мира присоединились к обсуждению возможных действий.
Возле входа в лагерь семьи шахтеров разбили палаточный лагерь, чем оказывали давление на власти. Благодаря их участию началась полномасштабная спасательная операция.
В это время люди под землей отчаянно искали пути выхода. Предполагалось, что шахты оборудованы лестницами для эвакуации, но владельцы решили на этом сэкономить, игнорируя технику безопасности. Не найдя никаких выходов, мужчины вернулись в убежище, где обнаружили, что нарушены все средства коммуникации с поверхностью, а также электричество и поток воздуха. Руководитель группы знал, что их спасение может занять минимум несколько дней, и это в лучшем случае. Часто поисковые операции могут и не начинаться, если специалисты сверху считают, что шансы минимальные. Но он не говорил этого группе, боясь паники. Он объявил, что он больше не начальник и все должны принимать решения совместно. Но быстро понял свою ошибку – контроль и жесткое руководство было необходимо для выживания. Прошло всего несколько часов, а неконтролируемые мужчины стали бездумно есть запасы пищи. Пришлось сказать группе, что они будут под землей не один день и что нужно провести ревизию продуктов. Съестные запасы были очень скудными: одна банка консервированного лосося, банка персиков, банка горошка, 18 банок тунца, 24 литра сгущенного молока, 93 упаковки печенья. Было всего 10 бутылок воды, но это не несло большой угрозы. Для охлаждения двигателей в баках хранилось много воды, которая была испорчена небольшим количеством масла, но ее можно было бы пить от безысходности.
Было решено, что в полдень каждого дня руководитель будет раздавать каждому порцию еды: одну чайную ложку рыбной консервы, четверть стакана молока и два печенья. От того, что все находились в убежище температура и влажность с каждым часом поднимались. Воздух прогрелся до 35 градусов.
8 августа мужчины услышали самый прекрасный звук в их жизни – работу бура. Накануне чилийские власти собрали бур и решили воспользоваться американским опытом по подъему шахтеров – пробурить узкую скважину, расширить ее и поднять людей в специальных капсулах.
Услышав звуки бурения, застрявшие внизу мужчины, пытались подать знаки и всячески шумели, взрывали динамит, но их не слышали. Бурение продолжалось 5 и 6 день. Но нигде не было обнаружено признаков жизни. Спасатели надеялись только на одно, что горнякам удалось добраться в убежище и они там. Но чтобы пробурить туда скважину нужна была еще минимум неделя.
Горняки надежду не теряли, их обнадежил звук бура – значит спасательная операция идет. Но после 11 дней под землей силы у них были на исходе. Они много спали, и мало ходили, метаболизм стал замедляться. Мужчины всячески пытались держать себя в здравом уме: сделали самодельные шашки и играли в них, рассказывали истории. Они обсуждали, что если их не спасут, то их семьи смогут получить большие компенсации и они и после смерти обеспечат своих родных. Самой страшной для них была тишина, когда не было звуков бурения. Они не знали, это передышка, или спасатели свернули их поиски.
С едой все было очень плохо. Каждому выдавали по одному печенью на два дня, потом на три. На 16 день мужчины разделили на всех кусочек персика, который был нарезан на 33 полоски, размером с ноготь. Больше еды не было. В этот день шахтеры стали писать прощальные письма, в надежде, что когда-то они дойдут до адресатов.
17 день под землей, 22 августа, стал особенным – сверло достигло выработки рядом с убежищем, и спасатели услышали едва различимый стук по буровой трубе. Бур сразу же подняли и на самом конце увидели ярко-красное пятно от краски. Но это не все – было привязано письмо: «МЫ ЖИВЫ. НАС 33».
Весь лагерь родственников ликовал, в зону спасения приехал президент Чили. Это был настоящий праздник для всей страны.
Передать же атмосферу, которая царила под землей очень сложно. Мужчины смеялись и плакали как дети, кто-то стал разносить бутылку воды, имитируя шампанское. В проделанную скважину опустили камеру, и люди смогли услышать и увидеть своих отцов, мужей, сыновей и братьев. Таким же образом шахтерам опустили вниз маленькие пробирки с глюкозой и витаминами, лекарства и питательную смесь, разработанную для космонавтов.
Но шахтеры не могли даже представить, что это не конец и что им предстоит пробыть под землей еще больше 40 дней.
Зная, где находятся шахтеры, нужно было бурить специальной установкой под названием Страта 950. Ее доставили на следующий день. Но проблема была в том, что она бурила всего 20 метров день. Убежище же находилось на глубине 760 метров. Если прибавить к этому еще процесс расширения скважины, то становится понятно, что шахтеры могли пробыть под землей несколько месяцев. Так же, этому буру требовалось около 20 л воды в секунду для охлаждения режущих элементов, но в пустыне, где была шахта таких запасов воды не было. Ближайший источник воды находился в часе езды и воду возили автоцистернами.
Для поддержания моральных сил была организована почта между родными и мужчинами под землей. В целом, шахтеры старались писать позитивные письма, но иногда не выдерживали и показывали свое истинное состояние. С родственниками и спасателями работали психологи, которые подсказывали как нужно общаться и что нужно писать замурованным шахтерам, чтобы не усугубить их моральное состояние. Для них был разработан специальный режим сна и рацион питания. Был отправлен небольшой проектор, чтобы они могли посмотреть футбольный матч Украина-Чили. В дальнейшем кинопленки тщательно отбирались психологами и передавались только комедии.
Пообщавшись с врачами, в штабе спасения поняли, что если и дальше проводить операцию в таком темпе, то не избежать ухудшения ситуации со здоровьем горняков, а может, даже, их гибели.
На 30 день в Чили прибыл американский бур с пневматическим молотом, который способен справиться с задачей быстрее Страты. Но уже на 34 день этот бур вышел из строя – сломалось сверло и его часть застряла в скважине. На 36 день сломалась Страта. Работы полностью остановились. Это повергло в полное отчаяние шахтеров, они стали задавать вопросы. Родственники отвечали только то, что разрешали психологи.
На 37 день канадская компания отправила 50-тонную буровую вышку на 42 грузовиках. Только один ее монтаж занял 9 дней. На 40 дней придумали как достать застрявшую в скважине часть сломанного сверла. Работы возобновились.
На 43 день в 6:30 утра наконец была достигнута цель. Теперь нужно было расширить скважину. На это должно было уйти чуть меньше месяца.
18 сентября праздновали 200-летие независимости Чили. Горняки снова обратились с просьбой дать им сигарет и алкоголь, который им постоянно запрещали. Мужчины сравнивали себя с животными в неволе, за которых постоянно решали чужие. В это день врачи смягчились и разрешили спустить им сигареты. Психологи понимали, что моральное состояние людей под землей было очень плачевным и намного хуже физического. По ночам мужчины плакали, днем молились и почти не общались друг с другом. На камеру для родственников они изображали радость, но опытные психологи различали их наигранность.
С началом расширения скважины возникла проблема падающей породы в убежище. Ежедневно шахтерам приходилось убирать до 20 тонн породы. Но это шло им на пользу. За физическим трудом они не замечали моральных терзаний.
По мере продвижения возникло понимание, что стены нужно будет обложить стальной обшивкой – слишком велик был риск обвала и зажатия спасательной капсулы. Время подъема людей на поверхность снова отодвигалось.
На 52 день была доставлена капсула, раскрашенная в цвета флага Чили. На 65 день скважина была расширена. Это было на грани возможностей уже и для спасателей. Они работали круглосуточно и почти не имели времени на восстановление. Началась обшивка скважины.
12 октября, на 69 день после обвала, началась самая долгожданная во всем мире часть спасательной операции. Каждый шахтер должен был проделать путь наверх в капсуле за 20 минут. Внутри капсулы были установлены камеры и родные могли наблюдать за каждой минутой подъема их близких. Операция заняла более 20 часов и на 70 день все горняки были свободны.
Спасение шахтеров обошлось в 20 млн долларов, финансовую помощь Чили оказали многие страны мира.
Судьба спасенных шахтеров не сложилась хорошо. Сначала их приглашали на шоу по всему миру, они участвовали в футбольных матчах, посещали Европу и Святую землю. Но адаптировать мужчины не смогли. Финансовое состояние горняков весьма печально. Некоторым даже пришлось вернуться на работу в шахты. Многие сидят на таблетках и страдают от бессонницы.
В 2015 году по мотивам их истории был снят фильм «33» с Антонио Бандерасом. Несколько шахтеров выступали консультантами, но им так и не заплатили до конца за их работу.
Они заставили нас почувствовать себя героями и звездами. В конце концов, от безысходности я продаю арахис. Очень иронично.