Во Франции все больше городов вводят различные виды бесплатного общественного транспорта. Но можно ли когда-нибудь распространить политику бесплатного проезда в крупных городах, таких как Париж?
В сентябре 2018 года северный французский город Дюнкерк претерпел тихую радикальную трансформацию: он сделал свою систему общественного транспорта бесплатной. Под руководством мэра, который имеет докторскую степень в области городского планирования, город стал крупнейшим во Франции, снизившим тарифы на проезд в местных сетях, предоставив своим 200 000 жителям столичных районов бесплатный доступ к 18 автобусным маршрутам.
Эта политика “оживила” бывший промышленный порт и помогла сократить выбросы углекислого газа, согласно исследованию, проведенному по заказу города и проведенному независимой обсерваторией городов свободного транспорта. Исследователи обнаружили, что после переезда, который был профинансирован небольшим увеличением налога на бизнес, пассажиропоток увеличился на 60% в течение недели и удвоился в выходные дни – с почти 50 000 поездок в день. Из новых пользователей 48% заявили, что регулярно пользуются общественным транспортом вместо автомобилей.
Тем не менее мнения разделились по поводу того, может ли такой крупный город, как Париж или Лондон, повторить модель Дюнкерка без платы за проезд. Сторонники утверждают, что создание бесплатного общественного транспорта уменьшит выбросы углекислого газа и загрязнение воздуха, облегчит давление на неблагополучные домохозяйства и, в свете недостатков в нынешней системе оплаты проезда, подверженной пандемии, создаст более устойчивую модель финансирования на будущее. Но критики выступают против идеи снижения тарифов, указывая на серьезные проблемы с затратами и инфраструктурой, связанные с переносом политики, опробованной в небольших городах, в разросшиеся столичные центры. Итак, стоит ли садиться на бесплатный общественный транспорт в больших городах?
Идея бесплатного общественного транспорта отнюдь не нова. Во Франции это уже стало реальностью для сотен тысяч людей в более чем 30 муниципалитетах, таких как сосед Дюнкерка Кале, марсельский пригород Обань и Коломбье, пригород Тулузы, который в 1971 году стал первым экспериментом по отмене платы за проезд в Европе.
Кроме того, в 2013 году эстонский город Таллинн стал первой столицей ЕС, сделавшей этот переход, а в прошлом году Люксембург с населением 626 000 человек стал первой страной, которая предложила полностью бесплатный общественный транспорт.
Сейчас во Франции наблюдается “новая волна” поддержки идеи бесплатного транспорта, “основанной на создании более устойчивых, зеленых сетей, которые помогают наиболее нуждающимся общинам”, говорит Пассалаква. “Из-за этого крупные города начинают его внедрять.”
В Париже в 2020 учебном году был введен бесплатный общественный транспорт для детей в возрасте до 18 лет; Страсбург, девятый по величине город Франции, будет проводить ту же политику в сентябре этого года. С прошлого месяца почти миллион жителей столичного района Нант путешествуют бесплатно по выходным. А во французском регионе южная Окситания, где проживает около шести миллионов человек, была введена политика, в соответствии с которой 18-26-летним, которые ездят на поезде не менее 30 раз в месяц, не придется платить, с двумя целями: помочь молодым работникам и сократить выбросы углекислого газа.
На самом деле, различные способы финансирования общественного транспорта по всему миру, от 100% полностью финансируемых правительством схем в Европе до таких мест, как Гонконг, которые инвестируют в недвижимость для получения прибыли, и сложные государственно-частные сети в Великобритании, также означают, что проект Франции может быть трудно воспроизвести.
Думаем, что многие бы обрадовались идее бесплатного общественного транспорта. Возможно, в будущем удастся осуществить эти проекты, а пока остается надеяться и верить! Может быть вы бы хотели приложить к этому свою руку? Например, пройти курсы по профессиональной переподготовке в области проектирования!