Никогда такого не было, и вот опять. В разгар кризиса и при прикрытых границах наш народ снова активно интересуется тем, как купить авто из Германии и пригнать в Россию.
«Да ну, бред какой-то!» — скажут многие читатели, ведь нынешний курс и стоимость растаможки превращают идею пригнать машину из Германии в глупую авантюру. Однако Matador.tech решил разобраться в тенденции и узнал, почему и для кого это действительно может быть удачным решением.
Предыстория
В конце 1990-х и начале 2000-х наши соотечественники активно покупали машины в Европе: либо заказывали #авто в Германии под ключ, либо пригоняли самостоятельно. Бизнес был довольно дифференцированным: от частного перегонщика до крупных компаний. И в те годы действительно можно было приобрести «европейца» по неплохой цене – подержанного, но в прекрасном состоянии.
Мария Посеницкая, совладелец и директор компании по ремонту автомобилей «Автосвита», Москва. В 1993-1998 годах вместе с мужем помогала ввозить подержанные иномарки из Германии в РФ:
«В 90-е из Европы в Россию хлынул поток подержанных автомобилей. Как правило, они были в хорошем состоянии и стоили недорого (курс валют был в десятки раз ниже нынешнего)».
Свою историю нам рассказала и Елена, бухгалтер из Москвы, автомобиль — Mercedes-Benz C-Класса. Елена купила машину из Германии в 2013 году. Получилось это случайно. У неё был седан Volkswagen Polo, калужской сборки, который она приобрела новым и всем была довольна. Однако спустя пару лет у Елены изменилась жизненная ситуация, и она стала много ездить по Москве — по пробкам: на «механике» и без кондиционера. Это было неудобно. Стала задумываться, что надо менять машину, пошла по салонам. Хотела Golf, однако новая машина с нужными опциями выходила под миллион рублей, да и то была почти пустая. И тут приятель, который занимался автомобилями из Германии под заказ, сказал, что только что пригнал «Мерседес» с нужными опциями и в идеальном состоянии, предлагал за 800 тысяч. Елена ездит до сих пор и практически не знает с ним проблем.
Затем ситуация начала меняться, и сэкономить на покупке уже не получалось. Вот как это прокомментировала Мария Посеницкая:
«В начале 2000-х годов ситуация изменилась: таможенные пошлины резко выросли, их стали исчислять по другому принципу — исходя из возраста машины и объема двигателя. Добавился утилизационный сбор. Значительно вырос курс евро. Появилось требование: все ввозимые иномарки должны иметь ГЛОНАСС. Стоимость покупки и растаможки европейских авто с пробегом стала зашкаливать».
Об этом же говорит Денис Райзман, представитель фирмы EuroGus в Германии, которая специализируется на доставке автомобилей в РФ:
«Россия (частные клиенты) перестала массово покупать автомобили в 2014 году после того, как сильно поменялся курс рубль/евро. К сожалению, данная тенденция сохраняется».
Почему возвращается интерес к машинам из Германии?
Однако эксперты отмечают выросший в последние месяцы интерес российских потребителей к подержанным машинам из Германии. в EuroGus рассказали, что количество запросов увеличилось, но многие не знают правил растаможивания. По этой причине, после того как делается расчёт, желание покупки пропадает.
Выгадать в цене не получится, но есть другие весомые причины присмотреть автомобиль, продающийся на вторичном рынке в Германии, или даже новый в немецком автосалоне.
Дефицит новых машин в РФ
Несмотря на то что наш Минпромторг делает хорошую мину при критической в мировом масштабе ситуации, новых машин сейчас катастрофически не хватает. Из-за дефицита микрочипов автокомпании либо задерживают выпуск новых моделей, либо выпускают их с устаревшими опциями. В автосалонах очереди, так как многие модели ждут своих полупроводников недоукомплектованными. (Подробно о дефиците микрочипов для машин можно почитать тут).
В EuroGUS объясняют, что с поставками новых машин сейчас есть задержка, причины которой зародились ещё в 2020 году. В итоге заводы работают не в полную мощь, есть проблемы с поставкой запчастей.
Таким образом, заказ автомобиля из Германии востребован теми, кто хочет купить новое #авто и готов переплатить, чтобы не ждать его поставки в РФ. Это, по словам Дениса Райзмана из немецкой фирмы, клиенты с дорогими машинами, которые не могут найти себе подходящее авто в РФ и/или не готовы ждать шесть и более месяцев новый автомобиль.
Отсутствие разнообразия на российском авторынке
Также в последние годы российский авторынок значительно обеднел. К нам привозят и даже локализуют кроссоверы всех ценовых сегментов, но практически не представлены универсалы и минивэны. Выбор хетчбэков минимален и т.д.
В России серьезно ограничен выбор моделей — у нас часто не представлены, к примеру, гибридные и дизельные модификации, доступны не все опции современных машин. Практически нет электромобилей, которые приживаются у европейцев.
Это небольшая прослойка клиентов, которые готовы доплатить и получить автомобиль по последнему слову техники. В EuroGUS говорят, что появился новый класс клиентов, которые приобретают электромобили — новые или до 3 лет с даты выпуска.
Некачественная вторичка в России
По мнению Дениса Райзмана, вторичный рынок в РФ сейчас некачественный, на нём существует ограниченный выбор авто, причём хороших машин мало. В то же время в Европе среди б/у автомобилей представлен большой выбор различных комплектаций. Эти авто работали на качественном топливе, ездили по хорошим дорогам, многие из них с НДС после лизинга (2-4 года). Кроме того, велика вероятность оригинального пробега и пройденных инспекций у официального дилера.
Слова Дениса Райзмана подтверждает и Мария из «Автосвиты». Она считает, что у пригнанных машин и раньше были те же преимущества:
- отличное состояние (европейцы не «убивают» машины, и дороги в Германии идеальны);
- небольшой пробег (если владелец был частное лицо);
- легко купить новые запчасти и подобрать б/у детали на российских авторазборках.
Внезапно: цены опять могут быть выгодными. Но ненадолго
Российские автодилеры, как всегда, действуют неэкологично, стремясь выгадать побольше в моменте. Стоило появиться дефициту, как в автосалонах начали накручивать цены и навязывать дополнительное оборудование и финансовые услуги. Цена машины может меняться в процессе оформления сделки, на это жалуются уже многие потребители. А значит, несмотря на все пошлины и курс валют, купить машину в Германии можно будет по сравнительно приемлемым ценам, а то и дешевле.
Однако, как предположил глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, спрос летом существенно просядет (начал снижаться уже в мае), и региональные дилеры, а затем и московские перейдут от накруток к скидкам. Скидки сначала будут выглядеть такими на фоне подорожания машин, но в любом случае ценники станут более адекватными. Тем не менее, учитывая сложные времена, многие потребители будут смотреть в сторону вторичного рынка или отложат покупку до лучших времен, оставив жадных дилеров в минусе.
Поэтому времени приобрести машину из Германии по возможно более привлекательной цене, чем в РФ, остается не так много.
Если для вас аргументов «за» набралось достаточно, то давайте разберем, как, где и какой автомобиль присмотреть и как рассчитать его окончательную стоимость.
Машина из Германии в Россию: цены
Можно пойти двумя путями. Первый — пригнать авто из Германии самостоятельно. Второй — заказать его через фирму.
Вариант первый: пригнать машину самому
Для этого нужно изучить автоаукционы юридических лиц в Европе, на которых представлены автомобили лизинговых компаний, рекламные машины, авто после тест-драйвов. Здесь можно отыскать даже более-менее выгодные по цене предложения. Но состояние автомобилей, скорее всего, будет хуже, чем у частников, а посмотреть и потрогать самому при нынешних ограничениях будет довольно затруднительно.
Также можно смотреть обычную вторичку от частных собственников, в том числе через агрегаторы объявлений, или даже новые машины в официальных автосалонах.
Необходимо будет выяснить также нюансы возврата НДС (Mehrwertsteuer) и растаможки, в частности установки обязательной системы ЭРА-ГЛОНАСС. Если самостоятельное растаможивание авто из Германии вас пугает, то за этой услугой можно обратиться к брокеру, который поможет оформить документы, а заказчик оплатит пошлины.
«Самый адекватный вариант по стоимости растаможки — это автомобили моложе 5 лет и с маленьким объемом двигателя (не более 1500 см³). Не забывайте, что пошлины рассчитывают в евро», — говорит Мария, которая раньше возила автомобили из Европы.
Денис, который занимается этим бизнесом сейчас, называет те же параметры:
«В РФ раньше, и сейчас завозят в основном автомобили возрастом от 3 до 5 лет с даты производства, так как данный возраст самый оптимальный по таможенным платежам. Покупая автомобиль из Германии, выгодно выбирать из авто, в которых есть НДС. В итоге машина будет стоить нетто или близко к цифре нетто».
Второй вариант: заказать авто под ключ через фирму
Как было сказано в самом начале статьи, этот бизнес функционирует и открыт для сотрудничества. Посредник поможет подобрать машину под параметры клиента, отправится на осмотр понравившихся моделей, составит подробный обзор с видео и в случае одобрения заказчика займется оформлением сделки.
Из чего складывается окончательная цена машины
Вот такой примерный калькулятор покупки, доставки и растаможки авто из Германии предоставляют фирмы, занимающиеся подобными сделками:
- поиск необходимого покупателю автомобиля в Германии и странах ЕС;
- общение с продавцом, торг;
- выезд на осмотр (фотоотчет, техническая проверка, пробная поездка);
- гонорар;
- хранение автомобиля в закрытом помещении в ожидании «дня рождения» автомобиля;
- оформление экспортных документов;
- взнос 19% НДС при покупке авто в Германии через фирму;
- доставка на крытом или открытом автовозе в Москву;
- отправка на пароме в СПБ;
- ремонт авто, инспекции у дилера, заказ и установка деталей, тюнинг и другие пожелания клиента.
Выводы
Преимущества приобретения автомобиля в Германии для российского покупателя действительно есть, и немалые. Минус один, но весомый — это сравнительно высокая цена, но и то надо постоянно держать руку на пульсе, так как эта ситуация динамическая.
«Сомневаюсь, что в нынешних условиях ввоз машин из Германии станет массовым. Для этого надо кардинально изменить систему таможенных пошлин. А заодно и курс евро. Вряд ли такое случится в обозримом будущем», — говорит Мария из «Автосвиты».
Однако если вы не рассчитываете сэкономить, а присматриваете европейскую машину из-за более качественного состояния и хороших условий эксплуатации предыдущим владельцем или же подыскали интересную модель с классной комплектацией, то сделка может оказаться для вас весьма выгодной.
Фото взяты из открытых источников.
Это интересно: