Первый фильм "садистской трилогии".
"Пересматриваем классику хоррора" - о различных отличных ужастиках из разных стран и эпох.
Фильм "Ужасы черного музея" ("Horrors of the Black Museum") 1959 года снял Артур Крэбтри. Автором сценария и продюсером выступил Герман Коэн: создатель культовых лент "Я был подростком-оборотнем" и "Я был молодым Франкенштейном". Уловив запах лёгких денег, товарищ создал ещё ряд картин, выдающих в нём, в первую очередь, фаната классических ужастиков довоенных лет. Однако в конце 50-х годов прибыль стала падать и Коэн отправился в Великобританию, дабы слегка встряхнуть туманный Альбион, погрязший в мистических фильмах.
Лондон потрясает серия убийств, совершённая весьма экзотическими методами. Убийца неуловим, не оставляет следов, эксцентричен и использует против полиции практически их же оружие. Все смерти осуществлены, словно при помощи экспонатов "Чёрного музея". Смогут ли стражи порядка найти злодея до того, как город окончательно скатится в бездну страха? Кстати, почему этот вульгарный писатель всё время хромает вокруг?
1959 год. В Великобритании началось экспериментальное внедрение почтовых индексов, шёл второй год первых тресковых войн, Спайк Миллиган выпустил свои прекрасные "Глупые стихи для детей". Родились Эмма Томпсон и Шон Бин. В это время Артур Крэбтри выпустил свой последний художественный фильм. На самом деле, командовал парадом во время съёмок продюсер, а не "старик", как называл его Герман Коэн. Крэбтри просто запросил самый маленький гонорар и был готов беспрекословно слушаться более предприимчивого и молодого товарища по ремеслу. Хотя никто официально этого не признавал, но скорее всего источником вдохновения для ленты послужила многосерийная радиопередача "Чёрный музей", которую вёл Орсон Уэллс, посвящённая закрытому для праздной публики хранилищу Скотланд-Ярда со всяческими уликами по громким делам, посмертными масками преступников и прочими интересными вещами. Косвенным подтверждением этого является тот факт, что именно Уэллса Коэн хотел видеть в главной роли после отказа Винсента Прайса. Но где Уэллс, а где 400 тысяч долларов бюджета на весь фильм...
Посему честь изображать писателя досталась Майклу Гофу, который совсем недавно отменно выступил в "Дракуле" вместе с Кушингом и Ли, хотя многие современные зрители лучше помнят его в образе дворецкого Альфреда из экранизаций "Бэтмена" 90-х годов. Остальной актёрский состав не столь примечателен, как и постановка. Режиссёр не слишком хорошо использует преимущества широкоформатного кино, которые ему дарит технология синемаскоп. Хотя оператор Десмонд Дикинсон старается изо всех сил, но ограничения, накладываемые сюжетом и бюджетом, ему преодолеть не удалось. Много времени в ленте на 78 минут отводится под маловразумительные диалоги и монологи героев. Коэн никогда не отличался мастерством создания образов, но здесь некоторые из них особенно карикатурны и вычурны. Лучшим примером, пожалуй, будет подружка писателя. Её танец в кабаке, призванный быть соблазнительным, срабатывает с точностью наоборот. Но чего не отнять у создателя, так это фантазии в отношении жанровых сцен. Для своего времени начало было крайне провокационным и смелым. Собственно, многие кроме него ничего о фильме и не помнят. Также Коэна отчего-то очень заботили властные мужчины в возрасте, подчиняющие своей воле молодых мальчиков. Оставим эту сторону творчества любителям психотравм.
Для выхода ленты в Великобритании её уже привычно подсократили, слегка перемонтировав кадры с жертвами. Гораздо любопытнее релиз в США. Газета "Нью-Йорк таймс" в апреле 1959 года посвятила небольшую колонку не столько рецензии на ленту, сколько её рекламной компании, ради которой придумали целое название: "гипно-виста". В тринадцатиминутной короткометражке перед началом фильма некий гипнотизёр доверительно обещал публике, что сейчас он на неё так подействует, что всё увиденное покажется несчастным реальными событиями. Разумеется, после этого шли достаточно стандартные "методы гипноза", позже неоднократно пародируемые, но эффект от слухов и открывающей сцены был достаточно силён, чтобы картина приобрела статус очень страшной и вульгарной.
По нынешним временам она скорее смешная и насквозь наивная, но тот шарм, с которым в ней обыгрываются сюжетные ходы, успевшие стать штампами уже в конце 50-х, даёт о себе знать. Всё же Коэн не был лишён мрачного чувства юмора и выстраивал ряд сцен с прицелом на чёрную комедию, опирающуюся на надоевшие характеры, слегка опередив время. Особенно хорош в этом плане финальный эпизод на ярмарке, когда после трагичного финала чёртово колесо запустили вновь, а люди мгновенно вернулись к увеселительным процедурам. Прямо как зрители в кинотеатрах. Возможно, именно благодаря этой картине через двенадцать лет, в 1971 году выйдет прекрасный "Ужасный доктор Файбс", но это совсем другая история. От меня фильм получает тройку с плюсом по пятибалльной системе. Лента неплохо играет на своём поле и притворяется маловразумительной поделкой. Но не дай себя обмануть: она прекрасно понимает законы жанра того времени. Тот случай, когда грамотный ремейк не повредил бы изначальной задумке.
Плюсы: 1) Майкл Гоф 2) отлично подобран реквизит 3) несколько запоминающихся сцен 4) отсылки на золотой фонд хоррора
Минусы: 1) с наскока можно вообще не понять, зачем такое было снято
Обзор второго фильма трилогии: "Подглядывающий" 1960
Подписывайтесь, комментируйте, а если репост в социальных сетях сделаете, то вообще огромное спасибо.