Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

О цветных фотографиях общественного транспорта

В годы СССР цветная фотопленка распространена особо не была, помню, как правило, фотографы любители снимали на черно-белую пленку, потом в темноте проявляли ее в специальном бочонке, а дальше печать фотографий при свете красного фонаря. Сам лично проявил несколько пленок, три, одна из которых сорвалась в бочонке, скрутилась и серьезно пострадала. До печати фото не дошло, не хватало фотоувеличителя, но в другие разы печатали фотографии с одним из бывших одноклассников у него в ванной, а еще раз в части в студии у солдата.

Мой первый цветной снимок тульского трамвая, через несколько месяцев этот вагон был списан, края вагона обрезаны, очень комплексовал, что подумают прохожие, снимал, спрятавшись за остановочный павильон, лето 1998 года
Мой первый цветной снимок тульского трамвая, через несколько месяцев этот вагон был списан, края вагона обрезаны, очень комплексовал, что подумают прохожие, снимал, спрятавшись за остановочный павильон, лето 1998 года

Откровенно говоря, был ребенком или подростком и причину того, что в СССР любители фотографировали на черно-белую пленку не знал, не сильно еще интересовался фотографией, потом уже читал, что, кажется, она была дефицитом, если что буду рад поправкам в комментариях.

Москва, 1959 год, фото RAY DE GROOTЕ
Москва, 1959 год, фото RAY DE GROOTЕ

Эра массового цветного фото началась в России с появлением фотостудий Коника, Фуджи, Кодак и т.п., а также массовой продажи фотопленок данных фирм. Это примерно с середины – второй половины 90-х пошло, тогда и многие транспортные любители бросились фотографировать транспорт и это стало популярным направлением любительской деятельности, конечно, многие снимали и ранее, но если брать тульских любителей городского транспорта – активная фотосъемка началась со второй половины 90-х, а одним из первооткрывателей был Ваш покорный слуга, начав фотолетопись тульского транспорта с 1998 года. В наше время это стало таким массовым явлением, что даже ценность снимков несколько стала падать, у каждого имеется тонна снимков одних и тех же вагонов.

Одесса, июль1959 года, фото RAY DE GROOTЕ, источник odessatrolley.com
Одесса, июль1959 года, фото RAY DE GROOTЕ, источник odessatrolley.com

Поэтому большое дело в сохранении истории отечественного городского транспорта внесли фотографы любители из западных стран, например RAY DE GROOTЕ впервые фотографировал на цветную пленку транспорт (трамваи) в ряде городов бывшего СССР в 1959 году, сохранив для истории уникальные кадры. На память приходят имена W.C. Hoffman, Peter HASELDINE, Ханс Орлеманс, также фотографировавшие отечественный транспорт позднее. В начале 90-хТулу и другие российские города посещала группа любителей из зарубежных государств, в итоге осталось немалое количество фотографий в цвете, в том числе тульского трамвая. Впрочем, в те годы цветная пленка стала доступна и для российских любителей, на память приходят снимки начала – середины 90-х в цвете авторства Олега Чалкова или Андрея Болилого и др.

Ленинград, 1970 год,  фото Ханс Орлеманс
Ленинград, 1970 год, фото Ханс Орлеманс

Еще одним источником архивных цветных фотографий являются профессиональные студии, в том числе при профильных предприятиях и архивы предприятий транспорта. Так в архиве МКП «Тулгорэлектротранс» в свое время были обнаружены цветные слайды от 70-х годов с изображениями тульских трамваев и даже ныне не существующего кольца в районе Пединститута.

Канал «ПАНТОГРАФ».

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

ЛиАЗ больше не будет делать высокопольных автобусов?

В Ярославль прибыл ретро-автобус из Тульской области

Троллейбусы дикого горного края

-5