В годы СССР цветная фотопленка распространена особо не была, помню, как правило, фотографы любители снимали на черно-белую пленку, потом в темноте проявляли ее в специальном бочонке, а дальше печать фотографий при свете красного фонаря. Сам лично проявил несколько пленок, три, одна из которых сорвалась в бочонке, скрутилась и серьезно пострадала. До печати фото не дошло, не хватало фотоувеличителя, но в другие разы печатали фотографии с одним из бывших одноклассников у него в ванной, а еще раз в части в студии у солдата.
Откровенно говоря, был ребенком или подростком и причину того, что в СССР любители фотографировали на черно-белую пленку не знал, не сильно еще интересовался фотографией, потом уже читал, что, кажется, она была дефицитом, если что буду рад поправкам в комментариях.
Эра массового цветного фото началась в России с появлением фотостудий Коника, Фуджи, Кодак и т.п., а также массовой продажи фотопленок данных фирм. Это примерно с середины – второй половины 90-х пошло, тогда и многие транспортные любители бросились фотографировать транспорт и это стало популярным направлением любительской деятельности, конечно, многие снимали и ранее, но если брать тульских любителей городского транспорта – активная фотосъемка началась со второй половины 90-х, а одним из первооткрывателей был Ваш покорный слуга, начав фотолетопись тульского транспорта с 1998 года. В наше время это стало таким массовым явлением, что даже ценность снимков несколько стала падать, у каждого имеется тонна снимков одних и тех же вагонов.
Поэтому большое дело в сохранении истории отечественного городского транспорта внесли фотографы любители из западных стран, например RAY DE GROOTЕ впервые фотографировал на цветную пленку транспорт (трамваи) в ряде городов бывшего СССР в 1959 году, сохранив для истории уникальные кадры. На память приходят имена W.C. Hoffman, Peter HASELDINE, Ханс Орлеманс, также фотографировавшие отечественный транспорт позднее. В начале 90-хТулу и другие российские города посещала группа любителей из зарубежных государств, в итоге осталось немалое количество фотографий в цвете, в том числе тульского трамвая. Впрочем, в те годы цветная пленка стала доступна и для российских любителей, на память приходят снимки начала – середины 90-х в цвете авторства Олега Чалкова или Андрея Болилого и др.
Еще одним источником архивных цветных фотографий являются профессиональные студии, в том числе при профильных предприятиях и архивы предприятий транспорта. Так в архиве МКП «Тулгорэлектротранс» в свое время были обнаружены цветные слайды от 70-х годов с изображениями тульских трамваев и даже ныне не существующего кольца в районе Пединститута.
Канал «ПАНТОГРАФ».
Другие материалы канала по теме городского транспорта:
ЛиАЗ больше не будет делать высокопольных автобусов?
В Ярославль прибыл ретро-автобус из Тульской области
Троллейбусы дикого горного края