Зинаиде Романовне с каждым днем было все труднее спускаться по ступенькам. Старушке приходилось идти медленно и осторожно, опираясь на трость. Хотя такие прогулки отнимали немало сил, пожилой женщине не хотелось больше оставаться в комнате, где были еще 5 ее соседок, такие же дряхлых ровесниц.
Во дворе была великолепная весенняя погода. Старушка решила порадоваться майскому теплу и солнцу. Единственное ее утешение на склоне лет. Зинаида Романовна неторопливо подошла к скамейке. Тут она отдыхала ежедневно в течение уже 2 лет, с того момента, как оказалась в приюте.
У женщины были 3 дочери. Они все вышли замуж, и теперь заботились о собственных семьях. На мать ни у одной из дочерей не хватало времени. Она жила одиноко в своей квартире. Однажды младшая дочь Наташа, посоветовавшись с сестрами, решила, что лучше отправить старушку туда, где у нее будет возможность общения с такими же немолодыми женщинами.
Зинаида Романовна часто вспоминала тот последний разговор с дочерью.
– Мама, там тебе будет лучше. Постоянный уход, хорошее питание, наблюдение врачей. Есть с кем поговорить по душам, – убеждала Наташа.
– Доченька, ты решила сдать меня в приют, словно какую-то ненужную вещь. Неужели я вам так надоела? – промолвила с горечью мать.
– Не говори глупостей, мама. Это ненадолго. Позже мы заберем тебя, – утверждала Наташа.
Прошло уже 2 года. Не появлялась ни одна из дочерей. Зинаида Романовна поняла, они попросту избавились от нее, как от обузы. Старушка смирилась своей судьбой. Она уже поняла, что вынуждена до конца своих дней оставаться в приюте.
Дочерей пришлось воспитывать в одиночку, муж Иван не выдержал, ушел из семьи. Супругу очень хотелось сына. Родилась первая дочь. Муж начал твердить, необходимо завести второго ребенка. Снова появилась девочка. Опять не скрывал недовольства супруг.
Зинаида уже была в возрасте. Однако, она рискнула рожать в 35 лет. Так появилась Наташа, в которой души не чаяла мать. Потом, через много лет, именно младшая дочь отвезла Зинаиду в приют. Вот она, черная неблагодарность родных детей.
После рождения третьей дочери Иван начал меняться на глазах. Он все позже возвращался с работы. Теперь мужчина меньше давал денег жене. Зинаиде приходилось думать, как свести концы с концами. Требовалось одеть и накормить троих детей, а еще квартплата, коммуналка. Женщина была бы рада устроиться на работу, но часто болели девочки. Не могла она оставлять их одних на целый день.
– Ваня! Кате нужна новая обувь. Совсем износились ее сапоги. Люда уже выросла из своего пальтишки. Наташа ходит в юбке с заплатами, – говорила Зинаида мужу.
– От меня чего вы все хотите? Чтобы я разорвался? – гневно отвечал Иван.
– Ваня, я же знаю, какая у тебя зарплата. Давай больше денег. Не для меня, для дочерей, – просила Зинаида.
– Мне тоже нужны деньги! Не собираюсь жить впроголодь. Надоела твоя стряпня! – бросил в ответ супруг.
– Ваня, это же твои дочери! – удивлялась Зинаида.
– Вот именно, дочери! А я так хотел сына, – почти крикнул Иван, поразив своим ответом супругу.
Зинаида пожалела, что затеяла этот разговор. Иван наспех собрал свои пожитки, взял в руку чемодан, и хлопнул дверью.
Зинаида некоторое время надеялась, что одумается муж. Она не могла поверить, что Иван способен бросить родных детей на произвол судьбы. Женщине пришлось искать подработки. Кое-как она обеспечивала дочерей.
Девочки подрастали, и постепенно начали помогать матери. Вначале они с пониманием относились к многочисленным трудностям. Однако, по мере взросления дочерей между ними и матерью образовывалась невидимая пропасть. Постепенно девочки отдалялись от Зинаиды, пока не стали совершенно чужими людьми. Итогом оказалось пребывание женщины в приюте.
Теперь пожилая Зинаида Романовна сидела на скамейке, размышляла о своей горькой судьбе. Ей вспомнился еще один эпизод. Это произошло примерно через год после того, как ушел Иван.
Однажды Зинаида услышала стук в дверь. Она увидела незнакомую женщину.
– Здравствуйте! Можно поговорить с Иваном? – поинтересовалась нежданная гостья.
– Он давно тут не живет, – ответила Зинаида.
– Разве он не вернулся к вам? – удивилась незнакомка, и по ее глазам потекли слезы.
Зинаида все поняла в тот момент. Она заметила, собеседница в положении.
– Нечего теперь плакать. Увела чужого мужа. Теперь узнаешь, каково было мне все это время, – сердито промолвила Зинаида.
– Я ничего не знала. Иван не сказал о вас, о детях, – призналась беременная женщина.
– Ничем тебе не могу помочь, – уже мягче промолвила Зинаида.
– Иван решил уйти, как только узнал, что я в положении. Он заявил, что ему достаточно детей. Именно тогда я узнала правду. Он заявил, что возвращается в семью, – сказала незнакомка.
Зинаида пригласила женщину в дом. Посидели за чаем. Поговорили о том, какой мерзавец Иван. Зинаида понимала, как трудно сейчас этой женщине. Впрочем, и ей пришлось не слаще все это время. Собеседница сказала, что скоро ей рожать, а нет ни родни, ни дома, ни денег. Она заявила, что неспособна воспитывать в одиночку ребенка. Придется оставить его в роддоме.
Зинаида о чем-то задумалась, потом она вышла в другую комнату. Когда вернулась, уже не было беременной женщины. Зинаида понимала, она ничем не может помочь, у самой трое детей и постоянная нужда.
Прошло время. Знакомая Зинаиды рассказала ей о женщине, умершей о время родов. Осталась девочка. Врачи назвали ее Настенькой. Зинаида поняла, это ребенок ее Ивана. Она не могла взять к себе Настеньку. Куда ей еще один ребенок. Однако женщина решила навещать девочку, узнала, в каком та детдоме.
Когда девочке было 3 года, Зинаида сказала, что когда-то была приятельницей ее матери. Нередко девочка спрашивала, когда тетя заберет ее из детдома. Зинаида едва сдерживала слезы после таких вопросов. Она постоянно придумывала какие-то отговорки, в которые верила Настя.
Когда девочке исполнилось 12 лет, стало известно о скором расформировании детдома. Настя оказалась в другом месте. Сколько ни старалась узнать Зинаида о ее дальнейшей судьбе, это не принесло результата. Женщина до сих пор помнила обещание Насти. Та сказала, что вырастет, и обязательно приедет к маме Зине.
Зинаида Романовна уже не надеялась когда-либо увидеть Настеньку. Женщина понимала, та давно выросла, у нее теперь своя взрослая жизнь. У старушки не осталось никого, только соседки по комнате. Она уже знала, никто и никогда не заберет из приюта.
Старушка по-прежнему сидела на скамейке. Мимо нее прошла незнакомая молодая женщина. По тому, как она неуверенно передвигалась, стало понятно, эта особа впервые тут, возможно, новая сотрудница.
– Впрочем, столь хорошо одетые женщины не работают в таких заведениях, – подумала старушка.
Прошло несколько минут. Вышла заведующая. Вместе с ней была та самая молодая женщина.
– Зинаида Романовна! К вам посетительница, – промолвила заведующая, приближаясь к скамейке.
Вместе с ней подошла молодая незнакомка. Старушка долго разглядывала ее лицо. Было в нем что-то знакомое, но что именно, никак не удавалось вспомнить пожилой женщине. Посетительница едва сдерживала волнение. Она промолвила несколько слов. Старушка не поверила собственным ушам и глазам...
Нажмите на картинку, и узнаете финал этой истории.
Друзья! Если вам нравится чтение трогательных рассказов, подписывайтесь на канал.