Втянув голову в плечи, Маша сидела на уроке истории и про себя молилась, чтобы он скорее закончился. Учитель истории, Нина Устиновна, вела активный опрос по теме предыдущего урока. Девочка не была готова и сильно нервничала, когда учитель смотрела в журнал, чтобы вызвать очередного ученика к доске.
Марии неоднократно приходилось краснеть и опускать глаза в пол, когда учителя отчитывали ее за невыполненное домашнее задание. Наконец-то прозвенел долгожданный звонок, и Маша вздохнула с облегчением, радуясь тому, что сегодня все обошлось.
Возвращаясь из школы, Мария вспоминала, с каким удовольствием она училась раньше в начальных классах. Ей легко давалась школьная программа, она все схватывала на лету, девочку хвалили учителя. Ее сочинения были лучшими, а стихами собственного сочинения восхищалась педагог из продленки. На любой вопрос на уроке Маша всегда поднимала руку первой и расстраивалась, когда спрашивали кого-то другого.
— Я знаю, что ты готова и ответишь на пятерку. Но мне нужно, чтобы и другие показали свои знания, поэтому я не могу спрашивать тебя одну, — говорила Маше учительница.
Мария отлично закончила первый класс, во втором ее и еще несколько человек досрочно приняли в пионеры, чем она очень гордилась. Спустя год пионерию отменили, но девочка была счастлива, что ей все-таки посчастливилось побывать в ее рядах.
Машу хвалили на родительских собраниях и всегда приводили в качестве примера. Девочке очень хотелось, чтобы мама пришла и узнала об ее успехах, но Светлана категорически отказывалась. «Мне не в чем идти на собрание — последняя юбка и та порвалась», — говорила она дочери в качестве оправдания.
Мария помнила, что то же самое она сказала и на первое сентября, когда Маша только пошла в первый класс. Девочке тогда пришлось идти на торжественную линейку одной, отчего она испытала огромный стресс. Не интересовали маму и школьные концерты, активное участие в которых принимала дочь. А узнав о денежных взносах на ремонт, Светлана и вовсе не хотела даже слышать о визите в школу.
Классный руководитель Алла Сергеевна часто задавала Марии вопросы, почему мама не приходит на собрания. Девочка стыдилась сообщить учителю истинную причину и всегда молчала, опуская глаза в пол.
После того как Машу отстранили от физкультуры за отсутствие спортивной формы, Алла Сергеевна попросила ее остаться после уроков, чтобы поговорить с ней наедине. Марии пришлось признаться, что у нее нет спортивной формы, так как маме не на что ее купить.
Поняв, что девочка из неблагополучной семьи, учительница перестала терзать Машу расспросами, а в скором времени сообщила, что для нее выделена материальная помощь. Получить деньги могла только мама, и для этой цели у нее, конечно же, одежда нашлась.
Школа, где училась Мария, готовилась к преобразованию в педагогический колледж, поэтому Машу вместе с другими одноклассниками перевели в другую. В тот год была введена одиннадцатилетняя программа, и девочка перешла из третьего класса сразу в пятый.
В новой школе Маша также активно включилась в общественную жизнь школы. Она посещала уроки музыки, выступала на школьных концертах, участвовала в проведении новогодних елок для начальных классов.
Вместе с другими ребятами девочка несла почетный караул на посту № 1, возле Вечного огня на Монументе Славы. В свободное от уроков время Маша посещала творческие кружки, училась вязать на спицах и крючком.
Зимой после школы Мария с одноклассниками часто ходила кататься с «горы». Так они называли пожарную лестницу у одного из корпусов института, который располагался неподалеку. В снежное время года эту лестницу никогда не чистили, и она превращалась в ровный ледяной склон, с которого школьники скатывались прямо на портфелях. Эти катания приносили ребятам огромное удовольствие, несмотря на то, что возвращались они все мокрые и в снегу, в покрытых льдинками варежках.
Долгие летние каникулы Маша проводила с ребятами из ближайших дворов. Собираясь по десять — пятнадцать человек, они придумывали веселые развлечения для всей компании. Ребята играли в «лягушку» на небольшой полянке с торца Машиного дома, перепрыгивая по очереди через мяч, отскакивающий от стены. Баба Тося с первого этажа, чьи окна были ближайшими к месту бросания мяча, часто гоняла юных озорников, но каждый день шумная компания ребятишек возвращалась снова.
Игр с мячом было достаточно много, играли в вышибалы, съедобное-несъедобное, а также в игру с невероятно сложными условиями для ответов, которая называлась «вы поедете на бал?». Суть ее сводилась к тому, чтобы не говорить «да» и «нет», не носить черный с белым и не выговаривать «р».
Со словами «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — морская фигура на месте замри!» — дети замирали в определенных образах, а ведущий должен был разгадать, кого изобразил каждый участник.
Разместившись на лавочке, ребята играли в глухой телефон, когда загаданное слово передавалось шепотом на ухо впереди сидящему участнику. Часто ребята из баловства старались передать слово непонятно, а потом громко смеялись, когда вместо «леденец» получалось «полено».
Весной ребята пускали кораблики из пенопласта по бегущим вдоль дорог ручьям, бежали за ними, провожая в долгое странствие, и верили, что они уплывут в другую часть земного шара. Когда высыхали лужи, школьники мелом чертили классики на асфальте и по очереди прыгали, соблюдая правила. Если собиралось больше десяти человек, ребята делились на две команды и играли в увлекательную игру казаки-разбойники с подсказками в виде нарисованных мелом стрелок на асфальте.
Но самой любимой игрой Маши была невероятно популярная в то время резиночка, участие в которой, как правило, принимали только девочки. Для игры нужна была трёхметровая резинка со связанными концами, которая натягивалась в длину с помощью ног двоих участниц. Остальные должны были прыгать через натянутую резинку, выполняя определенные комбинации.
Играли в резиночку, как правило, втроем или вчетвером, пара на пару, а при желании можно было играть даже одной, если зацепить резинку между двумя деревьями. Сложность игры также зависела от высоты резинки: первый уровень — когда резиночка размещалась на щиколотках стоящих в ней участниц, второй — на икрах, третий — на коленях, четвертый — на бедрах. Чем выше поднималась резинка, тем сложнее было прыгать участницам.
Самый сезон для резиночек расцветал вместе с весенним солнцем, когда снималась верхняя одежда, и продолжался до конца осени, до наступления холодов. Девочки играли в резиночку с огромным удовольствием и вдохновением, прыгали не только во дворах, но и в школьных коридорах на переменах. Цветные юбочки девочек поднимались и опускались во время прыжков, напоминая порхание ярких бабочек. Но если неподалеку стояли пацаны — девочки придерживали юбки руками, чтобы не сверкать белыми трусиками, вызывавшими любопытство у мальчиков.
«В круг, за круг, по палочкам, заворотик, галочка», — так проговаривали девочки во время выполнения комбинации под названием «московские». Самыми простыми были «березки» — каждая линия резинки по очереди должна была оказаться между ног прыгающей участницы определенное количество раз.
Но когда Маша стала заниматься торговлей, времени на школу и творчество оставалось все меньше и меньше, не говоря уже про общение с одноклассниками и друзьями. Девочка перестала посещать кружки, все реже готовилась к урокам и выполняла домашние задания. Соответственно, успеваемость стала снижаться, а хорошие оценки сменились на тройки. Замечания учителей все чаще стали отражаться в дневнике, а главное — оседать в душе Марии.
Каждый день, проведенный в школе, становился стрессовым. Повзрослевшие одноклассницы одевались все эффектнее, у них появлялись золотые сережки и модные сумочки. Маша же была одета очень просто, приходилось носить обноски, которые отдавали соседи и знакомые. Девочка чувствовала себя гадким утенком среди остальных, она стала держаться в стороне и сидела одна на задней парте... (глава 10)
Читать продолжение >>>
Скачать книгу "Паровоз из прошлого"