Найти тему
Критическое мышление

Почему Nokia потерпела неудачу?

Если задуматься, судьба Nokia совершенно необычна.

В 2006 году Nokia по-прежнему оставалась мировым лидером в области мобильных телефонов с долей рынка почти 50%. Nokia была мировым гигантом, которого все хотели превзойти, но она держалась.

А потом всё изменило некое нововведение. Как это часто бывает, гегемонистские лидеры, такие как Nokia, оказываются поражены серьёзным технологическим прорывом, который они не смогли предвидеть, а затем принять.

В начале января 2007 года Стив Джобс анонсировал iPhone. Революционное устройство, которое создаст целую новую индустрию смартфонов. Генеральным директором Nokia в то время был Олли-Пекка Калласвуо.

Он видит презентацию iPhone, но считает, что Nokia не о чем волноваться. Он недооценивает предстоящую революцию. И всё же у Nokia в закромах были прототипы смартфонов. Но Олли-Пекка Калласвуо предпочитает продолжать делать ставку на сотовые телефоны, которые до сих пор приносили успех Nokia.

Это была серьёзная стратегическая ошибка, которая навсегда изменит судьбу Nokia. Фактически, противоположная судьба компаний Apple и Nokia с 2007 года напоминает нам об основополагающей истине в мире бизнеса: эволюционировать или исчезнуть. Отказавшись развиваться, Nokia потеряла всё в мире смартфонов.

Google присоединился к Apple в этой революции смартфонов. Со своей «Android» Google создала доминирующую ОС. Пришли все производители, от Samsung до Motorola или Sony.

Все, кроме двух: Nokia и RIM. Эти два производителя, которые доминировали на рынке в то время, затем безвозвратно упали. Олли-Пекка Калласвуо не осознавал, что пользователям больше не нужны простые мобильные телефоны. RIM продолжала делать ставку на свой BlackBerry, а Nokia отказывалась признать свою ошибку.

У Олли-Пекки Калласвуо была возможность поучаствовать в мире Android, но он предпочёл продолжить делать ставки на Symbian, домашнюю ОС Nokia, прежде чем сделать ставку на Windows Mobile.

Было слишком поздно. Когда Олли-Пекка Калласвуо покидает свой пост генерального директора в конце 2010 года, Nokia имеет уже меньше 30% доли мирового рынка. Что ещё хуже, Nokia не представляет ничего в мире смартфонов, которые будут доминировать в начале этого десятилетия.

Захват со стороны Microsoft был смертельным ударом для Nokia. Эти 7,6 миллиарда долларов ничего не изменили (Microsoft наконец купила телефонный бизнес Nokia). Сразу после этого Стив Баллмер покидает свой пост генерального директора Microsoft (упомянутая покупка была его последней стратегической ошибкой), а Сатья Наделла подтверждает этот провал, продав бизнес смартфонов Nokia всего за 350 миллионов долларов в 2016 году консорциуму, в состав которого входят Foxconn и HMD Global, в частности. Теперь смартфоны Nokia под управлением Android пользуются успехом, но для финского бренда это по-прежнему колоссальный провал.

Сегодня рыночная капитализация Nokia составляет всего 19 миллиардов долларов по сравнению со 110 миллиардами в начале лета 2007 года.

И наоборот, Apple, которая смогла развиваться и внедрять инновации, увидела, что её рыночная капитализация выросла со 100 миллиардов долларов в начале лета 2007 года до более чем 2 триллионов долларов сегодня!

Мораль этой истории проста: нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться на вершине. Если вы не будете развиваться, вы просто исчезнете.

По материалам публикации (англ.).