Найти тему
АвтоДвиж

Беспилотный КАМАЗ и МАЗ с «автоматом»: что интересного показали на выставке СТТ-2021

После вынужденного перерыва в прошлом году, обусловленного всем известными событиями, в Москве вновь прошла традиционная выставка строительной техники и технологий СТТ (если быть точнее, сейчас она называется «bauma СТТ Russia»). Конечно, из-за пандемических ограничений выставка не поражала воображение масштабами, хотя в былые годы мне порой даже не хватало и двух дней, чтобы обойти всю экспозицию. Но я не могу сказать, что на выставке было скучно. Напротив, новинок хватало! О наиболее интересных из них я сейчас и расскажу.

Самосвал БЦМ-294.2Ф20 на шасси МАЗ-65262L-515-000R1 (8х8) с «автоматом» Allison и 20-кубовой платформой завода «БЕЦЕМА»
Самосвал БЦМ-294.2Ф20 на шасси МАЗ-65262L-515-000R1 (8х8) с «автоматом» Allison и 20-кубовой платформой завода «БЕЦЕМА»

Лично для меня самой интересной машиной на выставке стал вот этот МАЗ-65262L. До сей поры грузовики 8х8 с мазовскими кабинами выпускал только завод МЗКТ. А теперь МАЗ готов приступить к серийному производству полноприводных «четырехосок» самостоятельно. Первый опытный образец самосвала МАЗ-65262L построили еще полтора года назад с платформой собственного производства, а теперь на выставке показали второй экземпляр, доработанный по результатам испытаний и снабженный новым вариантом самосвальной установки машиностроительного завода «БЕЦЕМА».

Эта «бецемовская» платформа из семейства «Формат» – настоящее произведение технического искусства. Вот ни разу не шучу! Она целиком сварена из высокопрочных сталей HARDOX и имеет формованные борта без вертикальных усилителей, что позволило сэкономить добрых полтонны веса. Днище у нее имеет W-образную геометрию, чем обеспечивается очень высокая стойкость к ударным нагрузкам. Ну и, разумеется, и днище, и откосы платформы обогреваются выхлопными газами
Эта «бецемовская» платформа из семейства «Формат» – настоящее произведение технического искусства. Вот ни разу не шучу! Она целиком сварена из высокопрочных сталей HARDOX и имеет формованные борта без вертикальных усилителей, что позволило сэкономить добрых полтонны веса. Днище у нее имеет W-образную геометрию, чем обеспечивается очень высокая стойкость к ударным нагрузкам. Ну и, разумеется, и днище, и откосы платформы обогреваются выхлопными газами

Эту машину минчане планируют противопоставить на рынке наиболее легким модификациям БелАЗов. Ведь при технически допустимой полной массе аж в 53 тонны она способна перевозить почти 40 тонн, и при этом выигрывает у БелАЗа как минимум по стоимости владения и проходимости. Конечно, в расчете на столь серьезные нагрузки МАЗ-65262L получил усиленную раму с двойными лонжеронами, усиленную подвеску и новые ведущие мосты собственного изготовления с увеличенной несущей способностью: в передней тележке они рассчитаны на 10200 кг каждый, в задней тележке – на 16400 кг. Для повышения проходимости межколесные дифференциалы всех четырех мостов сделаны блокируемыми.

Большая работа была проведена над маневренностью и управляемостью машины: результатом стало снижение усилий на рулевом колесе и увеличение допустимого угла поворота колес. Но самое главное, МАЗ-65262L комплектуется гидромеханической трансмиссией с «автоматом» Allison 4500. И это, по-моему, будет первый серийный полноприводный МАЗ с «гидромеханикой», если не брать в расчет ралли-рейдовые грузовики (которые не назвать серийными) и не брать в расчет советские разработки СКБ МАЗ, которые после разделения отошли Минскому заводу колесных тягачей.

А вот и автоматическая коробка Allison
А вот и автоматическая коробка Allison

Остается добавить, что движение этот самосвал приводит дизель Weichai WP12.460 мощностью 452 л.с., собранный под Минском на СП «МАЗ-Вейчай». Конечно, Минский автозавод не ставит целью полностью перейти на агрегаты Weichai: на разных семействах сохраняются и все прежние варианты двигателей (ММЗ, ЯМЗ, Mercedes-Benz) – конечный выбор остается за потребителем. Но доля дизелей Weichai на сходящих с конвейера грузовиках за последнее время возросла, и возросла весьма значительно.

Вот такой 12-литровый двигатель производства СП «МАЗ-Вейчай» стоит на МАЗ-65262L
Вот такой 12-литровый двигатель производства СП «МАЗ-Вейчай» стоит на МАЗ-65262L

Камский автозавод представил на выставке первые серийные строительные модификации из линейки техники, входящей в новейшее семейство К5: трехосный самосвал КАМАЗ-6595 (6х4) и четырехосный КАМАЗ-65951. Оба построены из одинакового набора узлов и агрегатов: кабина – дневная короткая, двигатель – 12-литровый дизель КАМАЗ-910.15 мощностью 450 л.с. (это та самая рядная «шестерка», которую разработали совместно с фирмой Liebherr), коробка передач – автоматизированная 12-ступенчатая ZF Traxon.

25-тонный самосвал КАМАЗ-6595-002001-94 поколения К5 с 16-кубовой платформой завода НЕФАЗ. В продажу машина поступит с июля по цене 9,9 млн руб.
25-тонный самосвал КАМАЗ-6595-002001-94 поколения К5 с 16-кубовой платформой завода НЕФАЗ. В продажу машина поступит с июля по цене 9,9 млн руб.

Мосты, обутые в 24-дюймовые колеса, на обоих самосвалах тоже одинаковые: их КАМАЗ закупает в Китае на фирме Hande. Передние мосты рассчитаны на 9-тонную нагрузку, задние – на 16-тонную. Соответственно, допустимая полная масса «трехоски» получается равной 41 тонне, а «четырехоски» – 50 тоннам при грузоподъемности 25 и 32 тонны соответственно.

КАМАЗ-65951-002001-94 с колесной формулой 8х4 имеет полную массу 50 тонн. Такие самосвалы будут продавать за 10,6 млн руб.
КАМАЗ-65951-002001-94 с колесной формулой 8х4 имеет полную массу 50 тонн. Такие самосвалы будут продавать за 10,6 млн руб.

К слову, кабины самосвалов К5, хотя и сохранили стилистическую однотипность с кабинами магистральных тягачей КАМАЗ-54901, получили полностью оригинальный нижний пояс с бампером, адаптированным для работы в сложных дорожных условиях, и зарешеченными фарами.

Камазовские шасси нового поколения потихоньку начинают осваивать и производители надстроек. В частности, дочерняя компания «КРАН центр КАМАЗ» привезла на выставку бортовой грузовик КАМАЗ-65657 (6х4) с КМУ Palfinger с максимальным грузовым моментом 20,9 тм. Силовой агрегат у него – точно такой же, как у показанных выше самосвалов, но мосты Hande – более легкие: 9-тонный передний и 9,5-тонные задние. А допустимая полная масса машины не превышает 25 тонн.

КАМАЗ-65657 с КМУ Palfinger PK 21.501 SLD 1 производства ООО «КРАН центр КАМАЗ»
КАМАЗ-65657 с КМУ Palfinger PK 21.501 SLD 1 производства ООО «КРАН центр КАМАЗ»

Но все-таки самым интересным КАМАЗом на выставке был совсем другой грузовик: самосвал модели 65119 из старого поколения К3, замаскированный благодаря небольшому рестайлингу кабины под серию К5. Выглядел он вот так:

КАМАЗ-65119-0007915-5Fс рестайлинговой кабиной поколения К3
КАМАЗ-65119-0007915-5Fс рестайлинговой кабиной поколения К3

У него совершенно удивительная для челнинских машин колесная формула 8х6 и задняя тележка тридем. Все три задних моста – ведущие, с односкатными дорожными шинами. При этом первые два моста в тележке сохранили привычную рессорно-балансирную подвеску и рассчитаны на 8-тонную нагрузку каждый. А последний мост, колеса которого сделаны подруливающими, получил пневмоподвеску фирмы «Ростар», рассчитанную на 5,6-тонную нагрузку. Таким образом, суммарно тележка тридем способна выдержать 21,6 тонны.

Колесная формула 8х6 – удивительное явление для КАМАЗа
Колесная формула 8х6 – удивительное явление для КАМАЗа

С учетом того, что спереди на самосвал установлена 9-тонная ось китайской фирмы Hande, его допустимая полная масса получается равной 30600 кг, что укладывается в рамки российского весового законодательства и позволяет легально перевозить до 17600 кг груза.

Последний мост – тоже ведущий, с пневмоподвеской и подруливающими колесами
Последний мост – тоже ведущий, с пневмоподвеской и подруливающими колесами

В движение КАМАЗ-65119 приводится 340-сильным дизелем Cummins ISL челнинской сборки, который работает в паре с автоматизированной коробкой ZF EcoTronic. Но зачем такая коробка машине из бюджетного семейства К3? А в этом кроется вторая ключевая особенность выставочного самосвала: дело в том, что он на самом деле беспилотный! В принципе, об этом несложно догадаться, увидев многочисленные камеры и радары по всему периметру машины:

А самосвал-то беспилотный!
А самосвал-то беспилотный!

В качестве возможной сферы применения такого беспилотника камазовцы называют, например, полевые уборочные работы, хотя в этом случае не совсем ясно, зачем тогда на выставочную машину водрузили грузовую платформу строительного назначения. Но в любом случае, о начале реальных продаж такой техники речь еще не идет: беспилотник пока находится в стадии испытаний и доводки.

Вид на межосевой дифференциал в проходном редукторе второго моста. Ошиновка всех мостов – односкатная, шины – широкопрофильные, фирмы Michelin
Вид на межосевой дифференциал в проходном редукторе второго моста. Ошиновка всех мостов – односкатная, шины – широкопрофильные, фирмы Michelin

Продолжение обзора выставки bauma СТТ Russia с рассказом об экспозиции грузовиков УРАЛ читайте ЗДЕСЬ, а про грузовики иностранных марок - ЗДЕСЬ!