После вынужденного перерыва в прошлом году, обусловленного всем известными событиями, в Москве вновь прошла традиционная выставка строительной техники и технологий СТТ (если быть точнее, сейчас она называется «bauma СТТ Russia»). Конечно, из-за пандемических ограничений выставка не поражала воображение масштабами, хотя в былые годы мне порой даже не хватало и двух дней, чтобы обойти всю экспозицию. Но я не могу сказать, что на выставке было скучно. Напротив, новинок хватало! О наиболее интересных из них я сейчас и расскажу.
Лично для меня самой интересной машиной на выставке стал вот этот МАЗ-65262L. До сей поры грузовики 8х8 с мазовскими кабинами выпускал только завод МЗКТ. А теперь МАЗ готов приступить к серийному производству полноприводных «четырехосок» самостоятельно. Первый опытный образец самосвала МАЗ-65262L построили еще полтора года назад с платформой собственного производства, а теперь на выставке показали второй экземпляр, доработанный по результатам испытаний и снабженный новым вариантом самосвальной установки машиностроительного завода «БЕЦЕМА».
Эту машину минчане планируют противопоставить на рынке наиболее легким модификациям БелАЗов. Ведь при технически допустимой полной массе аж в 53 тонны она способна перевозить почти 40 тонн, и при этом выигрывает у БелАЗа как минимум по стоимости владения и проходимости. Конечно, в расчете на столь серьезные нагрузки МАЗ-65262L получил усиленную раму с двойными лонжеронами, усиленную подвеску и новые ведущие мосты собственного изготовления с увеличенной несущей способностью: в передней тележке они рассчитаны на 10200 кг каждый, в задней тележке – на 16400 кг. Для повышения проходимости межколесные дифференциалы всех четырех мостов сделаны блокируемыми.
Большая работа была проведена над маневренностью и управляемостью машины: результатом стало снижение усилий на рулевом колесе и увеличение допустимого угла поворота колес. Но самое главное, МАЗ-65262L комплектуется гидромеханической трансмиссией с «автоматом» Allison 4500. И это, по-моему, будет первый серийный полноприводный МАЗ с «гидромеханикой», если не брать в расчет ралли-рейдовые грузовики (которые не назвать серийными) и не брать в расчет советские разработки СКБ МАЗ, которые после разделения отошли Минскому заводу колесных тягачей.
Остается добавить, что движение этот самосвал приводит дизель Weichai WP12.460 мощностью 452 л.с., собранный под Минском на СП «МАЗ-Вейчай». Конечно, Минский автозавод не ставит целью полностью перейти на агрегаты Weichai: на разных семействах сохраняются и все прежние варианты двигателей (ММЗ, ЯМЗ, Mercedes-Benz) – конечный выбор остается за потребителем. Но доля дизелей Weichai на сходящих с конвейера грузовиках за последнее время возросла, и возросла весьма значительно.
Камский автозавод представил на выставке первые серийные строительные модификации из линейки техники, входящей в новейшее семейство К5: трехосный самосвал КАМАЗ-6595 (6х4) и четырехосный КАМАЗ-65951. Оба построены из одинакового набора узлов и агрегатов: кабина – дневная короткая, двигатель – 12-литровый дизель КАМАЗ-910.15 мощностью 450 л.с. (это та самая рядная «шестерка», которую разработали совместно с фирмой Liebherr), коробка передач – автоматизированная 12-ступенчатая ZF Traxon.
Мосты, обутые в 24-дюймовые колеса, на обоих самосвалах тоже одинаковые: их КАМАЗ закупает в Китае на фирме Hande. Передние мосты рассчитаны на 9-тонную нагрузку, задние – на 16-тонную. Соответственно, допустимая полная масса «трехоски» получается равной 41 тонне, а «четырехоски» – 50 тоннам при грузоподъемности 25 и 32 тонны соответственно.
К слову, кабины самосвалов К5, хотя и сохранили стилистическую однотипность с кабинами магистральных тягачей КАМАЗ-54901, получили полностью оригинальный нижний пояс с бампером, адаптированным для работы в сложных дорожных условиях, и зарешеченными фарами.
Камазовские шасси нового поколения потихоньку начинают осваивать и производители надстроек. В частности, дочерняя компания «КРАН центр КАМАЗ» привезла на выставку бортовой грузовик КАМАЗ-65657 (6х4) с КМУ Palfinger с максимальным грузовым моментом 20,9 тм. Силовой агрегат у него – точно такой же, как у показанных выше самосвалов, но мосты Hande – более легкие: 9-тонный передний и 9,5-тонные задние. А допустимая полная масса машины не превышает 25 тонн.
Но все-таки самым интересным КАМАЗом на выставке был совсем другой грузовик: самосвал модели 65119 из старого поколения К3, замаскированный благодаря небольшому рестайлингу кабины под серию К5. Выглядел он вот так:
У него совершенно удивительная для челнинских машин колесная формула 8х6 и задняя тележка тридем. Все три задних моста – ведущие, с односкатными дорожными шинами. При этом первые два моста в тележке сохранили привычную рессорно-балансирную подвеску и рассчитаны на 8-тонную нагрузку каждый. А последний мост, колеса которого сделаны подруливающими, получил пневмоподвеску фирмы «Ростар», рассчитанную на 5,6-тонную нагрузку. Таким образом, суммарно тележка тридем способна выдержать 21,6 тонны.
С учетом того, что спереди на самосвал установлена 9-тонная ось китайской фирмы Hande, его допустимая полная масса получается равной 30600 кг, что укладывается в рамки российского весового законодательства и позволяет легально перевозить до 17600 кг груза.
В движение КАМАЗ-65119 приводится 340-сильным дизелем Cummins ISL челнинской сборки, который работает в паре с автоматизированной коробкой ZF EcoTronic. Но зачем такая коробка машине из бюджетного семейства К3? А в этом кроется вторая ключевая особенность выставочного самосвала: дело в том, что он на самом деле беспилотный! В принципе, об этом несложно догадаться, увидев многочисленные камеры и радары по всему периметру машины:
В качестве возможной сферы применения такого беспилотника камазовцы называют, например, полевые уборочные работы, хотя в этом случае не совсем ясно, зачем тогда на выставочную машину водрузили грузовую платформу строительного назначения. Но в любом случае, о начале реальных продаж такой техники речь еще не идет: беспилотник пока находится в стадии испытаний и доводки.
Продолжение обзора выставки bauma СТТ Russia с рассказом об экспозиции грузовиков УРАЛ читайте ЗДЕСЬ, а про грузовики иностранных марок - ЗДЕСЬ!