Речь пойдет о взаимосвязи романа Виктора Пелевина "Чапаев и пустота" и культовой японской РПГ Final Fantasy X. Вроде бы они максимально далеки друг от друга, и по времени создания, и по жанру, и по сфере искусства. Но их объединяет одно - иллюзорность бытия.
Предыстория из личной жизни
Когда я прошел Final Fantasy X, то жутко был разочарован в игре. Жизнь показалось какой-то серой, а существование любви слишком эфемерным понятием. Финал 10-й части был настоящим щелчком по носу или даже пощечиной общественному вкусу. А все почему? Потому что главный герой Тидус вообще не существовал.
Спустя много лет, я впервые начал читать Виктора Пелевина. По случайности мне попал в руки роман "Чапаев и пустота", невероятно поэтичный, тревожный и... такой же эфемерный, как вышеназванная игра. Я сам себя спросил: "Да как живут те, кто читал этот роман!?" Действительно, очень странно жить, когда все вокруг может стать пустотой, что в эту пустоту стремятся люди и что, по сути, это сон Ктулху или еще кого.
Сон. Иллюзия. Пустота
Я не понимал, какая разница между этими понятиями. Разве что семантическая. Со временем я стал смутно догадываться, что "сон" предполагает существование какой-то реальность. Есть кто-то реальный, видящий сновидения, а значит, мы каким-то образом можем жить настоящей жизнью.
С другой стороны, понятие "иллюзия" означает что-то вроде сна наяву. Это некие галлюцинации, которые вторглись в реальность.
То же самое происходит с Тидусом в Final Fantasy X. Он попадает в реальность из своего сна, из общего сна народа, представители которого иногда попадают в чужую реальность. То есть Тидус где-то все равно существует. В прошлом или в ином пространстве, но существует.
Совершенно иное понятие "пустота". Вроде бы пустота - это полное отсутствие всего. И в то же время пустота - это нечто "мясистое", что существует, куда можно попасть. По Виктору Пелевину, её создает палец Будды, некое просветленное сознание, которое и управляет всем сущим.
Не так страшна пустота, как её малюют
Пройдя игру и прочтя книгу, все равно осталось на душе какое сладкое чувство. Не приторное, а хорошее, как сладкая грусть.
И тут вторгается какое-то противоречие: как разочарование может нравиться? А очень просто. Нам кажется, что в пустоте нас ждет отдых, какой-то выход из жизненных перипетий. А утраченные иллюзии даруют освобождение вторгнувшимся галлюцинациям.
В конце Тидус вернулся в свой мир и плыл в реальном море, и это сеяло зерно надежды, что его любовь к Юне все-таки получит продолжение. Петька же в романе "Чапаев и пустота" освобождается от своего беспокойного второго "Я". Он становится собой.
В чем же взаимосвязь? Оба произведения показывают нам, что, дойдя до некой точки опустошения, иллюзии исчезают, и ты остаешься один на один с самим собой. Только стали ли от этого герои счастливыми?
Оставлю вопрос открытым. Что делать дальше, вы знаете сами: ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на канал, если было интересно:)