Как еще можно снизить тревожность, свою и ребенка? Рассказывает Александра Фокина, кандидат психологических наук.
Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.
- Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
- Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
- Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
- Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.
Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.
Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.
Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.
Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)
Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал здесь, в Телеграме и Viber!