Может ли у человека закончиться запас силы воли?
Американский психолог Рой Баумейстер придумал интересный эксперимент. Проводили его со студентами стенфордского университета. Студентов заверили в том, что они якобы участвуют в эксперименте по изучению вкусовых предпочтений и попросили явиться в лабораторию голодными. Разрешалось поесть только лишь за три часа до эксперимента. В лаборатории, где проводился эксперимент, была установлена мини-пекарня, и все помещение благоухало ароматом шоколада и свежей выпечки. Представляете, что чувствует голодный человек в подобных условиях?
Студентов поделили на две группы. Первой группе разрешалось съесть не менее трех тех самых ароматных печений или шоколадных конфет. А вот вторую группу «угощали» тремя редисками, лежащими на подносе на том же столе рядом с печеньем. Затем экспериментатор выходил и оставлял студентов наедине с соблазном. Молодые люди, подобно детям, долго смотрели на печеньки, трогали, нюхали их, но с искушением все 36 справились. Далее возвращался экспериментатор и объяснял, что в опыте требуется оценить вкусовое воздействие обоих продуктов, а для этого нужно еще некоторое время. И пока это самое время шло, студентам предлагалось пройти тест на отличие их уровня знаний от уровня старшеклассников. Ну, чтобы типа не скучать. Однако этот самый тест и был основной фишкой эксперимента: он был принципиально нерешаем, хотя с виду казался простым: требовалось нарисовать определенную фигуру, не отрывая карандаша от бумаги.
И выяснилось, что везунчики, которым дали печенье или конфеты, пытались решить головоломку 34 раза и бились над заданием 19 минут. Те же, которым пришлось удерживать себя от искушения и в комнате с аппетитным печеньем грызть редиску, совершали в среднем по 19 попыток и тратили на это безобразие всего лишь около 8 минут. Студенты контрольной группы, то есть те, которых не мучили голодом и печеньем с редиской, а просто пригласили и предложили сразу тест, пытались нарисовать фигуру 33 раза и бились над заданием 21 минуту.
О чем это говорит, как вы думаете? Оказывается, по итогам нескольких серий данного эксперимента, исследователи пришли к выводу, что вынужденный отказ от печенья в условиях голода привел к потере определенного количества волевого ресурса участников. Проще – сила воли у нас с вами имеет свойство растрачиваться и кончаться.
А что можно сказать в свете полученной информации про детей? Если вашему ребенку предстоит несколько задач подряд, например, нужно сделать уроки по нескольким предметам. Или, после школы его ждет, откровенно говоря, не очень уж приятный урок музыки, то надо понимать, что ребенку требуется восстановить его волевой ресурс. Дать поиграть в телефон по дороге на музыку. Или дать посмотреть маленький мультик после выполнения пары уроков. Может быть, побаловаться чем-то вкусненьким. Одним словом, дать мозгу пропустить небольшую дозу эндорфинов, гормонов радости. Внимание! Небольшую, а то мозг сыграет в другую игру, которая называется «зависимость».
Итак, не забываем ставить батарейку воли ребенка на подзарядку! Всем послушных детей!