Найти тему
Питер, ретро, любовь

Что осталось от особняка Мессонье и при чем тут Сименс?

Если вы бываете в районе культурного пространства "Севкабель Порт", то наверняка видели эту странную розовую башенку с флюгером, торчащую из развалин.

Изначально тут был только деревянный дом с мезонином (т.е. надстройкой над средней жилой частью дома) на высоком каменном фундаменте. Конкретный год постройки неизвестен, как и имя архитектора, но предположительно это была первая половина 19 века. Первые упоминания этого дома в документах датируются 1853 годом. Его владельцем значился Гаврила Карлович Мессонье - французский поданный, который однако имел звание купца первой гильдии и вел свои дела в Петербурге через посредников.

Согласно документам, по адресу Кожевенная линия, д. 40 располагался завод выварки экстрактов из красильных растений Мессонье, там трудились 2 мастера, а также 18 рабочих. Кроме завода у Гаврила Карлович был еще магазин красок. А в деревянном особнячке возможно находилась заводская контора. В те времена так было принято. В документах умалчивается в какой момент Мессонье продал этот дом, но известно, что в 1883 году владельцем фабрики «Мессонье, Кюнеман , Боде и Ко » был уже Луи Кюнеман.

Каким-то образом участок и дом попали в собственность к саксонскому подданному Миллеру, и уже у него в 1853 году их купил Карл Сименс - личность в Петербурге известная и значимая. И с этого момента начинается эпоха перестроек для дома. Его переделывали минимум 3! раза. И во всех этих проектах принимали участие знаменитые архитекторы того времени.

Например, в 1873 году архитекторы Р.Б.Бернгард и Л.Л.Петерсон пристроили к дому оранжерею.

Источник фото - citywalls.ru
Источник фото - citywalls.ru

Через два года архитектор Николай Фёдорович Брюллов частично перестроил особняк, а еще через восемь лет другой именитый архитектор, Карл Федорович Альтман еще раз перестроил дом, сильно увеличив его площадь. Именно тогда и появилась та самая башенка, которая сохранилась до наших дней. Ее крышу венчает кованный флюгер, на котором красуются цифры 1879 - это год основания завода Карла Сименса на Кожевенной линии Васильевского острова.

Изначально Карл Сименс был немецким подданным, но дела его семейного предприятия - электротехнической компании “Сименс и Гальске” - шли в России так хорошо, что он переехал в Россию, а в 1853 году стал гражданином Финляндии, которая в то время была частью Российской империи. Он кстати хорошо знал русский и женился в итоге на дочке обрусевшего немца. Так что семья его называла "русский Сименс".

Чтобы избежать больших налогов на импортируемую продукцию, Карл Сименс открыл предприятие в Петербурге, по уже известному нам адресу - Кожевенная линия 40, а уже известный нам дом оказался частью заводской территории. Дела у фирмы шли все лучше. Фактически, благодаря "Сименс и Гальске" в Петербурге появились телефонная связь, электрическое освещение на улицах, а еще они способствовали распространению электрических трамваев.

Вот так немецкий подданный Карл Сименс стал почетным потомственным дворянином, поставщиком императорского двора и Карлом Фёдоровичем Сименсом.

После революции завод конечно же национализировали и он превратился в тот самый завод "Севкабель". Особняк решили сохранить как памятник архитектуры, но использовать не могли, т.к. был он уже ветхим.

Его и заколотили.

Вот так он выглядел в 1950е.

Источник фото - pastvu.com
Источник фото - pastvu.com

В 1970е году судя по фото из архивов часть здания то ли обрушилась, то ли разобрали.

Источник фото - ЦГАКФФД, 1973 год
Источник фото - ЦГАКФФД, 1973 год

После перестройки завод перешел в частные руки. Вот так он выглядел в 1990е. Значок охраны памятника есть, но это как видно не очень помогает его сохранению

Источник фото - citywalls.ru
Источник фото - citywalls.ru

В 2000х годах шли разговоры о реставрации дома для нужд музея завода, но вместо этого деревянную часть дома полностью разобрали.

И осталась только башня.

-6

Но это не конец истории.

В 2014 году останки особняка признали объектом культурного наследия. При этом никаких изменений в фактическом состоянии объекта не произошло. Теперь вокруг культурное пространство. По соседству собираются еще одно открывать. А башня так и стоит одиноко, как немой укор всем разрушителям истории города.

Как думаете, снесут или восстановят?