Найти тему
5 лучших!

Юрий Грымов: винил – большой эгоист.

Грым - наш! Как известный режиссер притормаживает обороты своей жизни. До размеренных 33 1/3...

О наимоднейшем клипмейкере 90-х, гуру тогдашнего российского рекламного рынка, режиссёре Юрии Грымове сегодня можно было бы поговорить хотя бы в связи с тем, что он стал едва ли не первым в новой России кино-интерпретатором русской классики, замахнувшимся не на какую-нибудь "Угрюм-реку" Шишкова, а вообще на святое - на "Му-Му" Тургенева!

"Тюрьма плоти и вседозволенность мысли"! Вот что выхватил взгляд режиссера Грымова из хрестоматийного произведения. В кадре - А.Балуев и Е.Корикова.
"Тюрьма плоти и вседозволенность мысли"! Вот что выхватил взгляд режиссера Грымова из хрестоматийного произведения. В кадре - А.Балуев и Е.Корикова.

Имея за плечами университеты шоу-бизнеса в Лос-Анджелесе, отснявши с десяток клипов для эстрадных звёзд, пошумевши в роли креативного директора предвыборной кампании Ельцина 1996-го года, этот эпатажный и талантливый человек уже в 97-м году взялся за творческое переосмысления "народного достояния"...
Кстати, именно Грымов выпустил тогда на экран Александра Балуева в долговолосом парике и рубахе. Образ оказался настолько удачным, что спустя почти четверть века его в масштабе практически "один-к-одному" перенесли в новую экранизацию Шишкова.

Александр Балуев в "Му-Му"...
Александр Балуев в "Му-Му"...
... и в "Угрюм-реке-2"
... и в "Угрюм-реке-2"

Результат был предсказуем: сдвинутые брови критиков, суровое "фи!". Провал.

Мы познакомились с Грымовым ещё в 97-м. Помню, как он готовился к премьере, как "горел на работе". За ним интересно было наблюдать, с ним интересно было беседовать... А затем наши рабочие орбиты разошлись. Больше мы не встречались. И тем приятнее было узнать, что все эти годы мы месте с Грымовым продолжали, пусть и заочно, но "сотрудничать", заниматься одним, любимым делом - собирать и слушать виниловые пластинки! - Наш человек!
Обо всём этом я узнал из купленной на днях книги "
Юрий Грымов. Мужские откровения" (АСТ, 2019 г).

Книга воспоминаний мэтра.
Книга воспоминаний мэтра.

Коллекционерам виниловых дисков будет интересно узнать, какую роль эти блестящие черные блины играют в жизни Юрия Грымова...

Винил – большой эгоист. Он очень серьезно относится к себе и требует того же от своих поклонников. Ну, например, у проигрывателей пластинок нет пультов дистанционного управления. Нет перемотки. Тебе надо – вставай, иди к проигрывателю и сам переставляй иглу звукоснимателя. Переставляй аккуратно, не торопись. И мне нравятся эти правила, этот кодекс поведения. Нравится то, что пластинки так упорно и так успешно сопротивляются цифровой эпохе. Мы все сегодня живем как будто на повышенных оборотах: утром быстренько проглатываем новости с ленты телефона, днем так же на бегу отвечаем на электронную почту, вечером одним глазом пробегаемся по комментариям в соцсетях. С винилом так не получится: ты опускаешь иголку звукоснимателя на диск – и ты сознательно притормаживаешь, снижаешь обороты своей жизни. До размеренных 331/3. И пусть часто нам просто лень встать с дивана, чтобы переставить иголку, – это снижение скорости само по себе по нынешним временам уже средство самосохранения.
"33 1/3" вместо "200 по встречной".
"33 1/3" вместо "200 по встречной".
Музыкой я начал увлекаться с четырнадцати лет. «Подсадили» меня мой дядя, большой любитель винила, мои друзья, которые слушали музыку. Многие слушали на магнитофонах. У кого-то были проигрыватели, но самые обычные, советские. Хорошая пластинка, а тем более аудиотехника высокого качества были роскошью. Помню, как я однажды долго-долго копил деньги на Dark Side of the Moon – экономил, клянчил у родителей. Наконец, купил – вполне приличную пластинку, югославского «пресса». Конечно, это была не Англия и не Америка, и даже не Германия, но тоже ничего. Всяко лучше, чем Апрелевский завод грампластинок. При зарплате моей мамы в сто рублей пластинка стоила двадцать пять.
То самое югославское издание "Dark side of the moon". 1973 г.
То самое югославское издание "Dark side of the moon". 1973 г.

Pink Floyd - Time

...Прекрасно помню «явки», где в Москве собирались продавцы и покупатели. Помню, как в воскресный день в каком-нибудь скверике вроде бы сама собой образовывалась небольшая толпа народу, все чинно прогуливались по дорожкам, время от времени останавливаясь как будто для разговора и невзначай заглядывая в сумки к продавцам. Приближение милиции приводило в действие механизм эвакуации: продавцы быстро расходились в разные стороны, унося главную ценность – пластинки, чтобы через полчаса, как только уляжется суматоха, вернуться на прежнее место и продолжить «беседу». Помню, как иногда кого-то все-таки хватали, и в следующий раз мы могли недосчитаться нашего собрата, которого взяли за спекуляцию.
Кстати, пострадать за музыку мне тоже довелось. Как-то в школе учителя обнаружили у меня в портфеле пластинку – кажется, это был Челентано – и чистую магнитофонную пленку. Я собирался переписать диск на пленку – уже не вспомню, кто меня об этом попросил, кто-то из одноклассников. Меня обвинили в нелегальном заработке.
Adriano Celentano – Soli/ 1979 г.
Adriano Celentano – Soli/ 1979 г.
Я собираю винил до сих пор. Мне это нравится. Путешествуя, я стараюсь найти поблизости специальные магазины, посмотреть, порыться в стопках пластинок. Иногда что-то покупаю. Это часть моей личной модели расслабления и успокоения. Причем иногда, для того, чтобы избавиться от каких-то назойливых мыслей, мне даже не нужно включать проигрыватель – достаточно просто полистать какое-то время конверты с пластинками. Это моя терапия.
-9
Мой дядя, благодаря которому я стал поклонником винила, рассказал мне случай, произошедший с ним не так давно. Поехал он за границу. Как обычно, нашел магазин пластинок. «Зашел, – говорит, – а внутри просто развалы, горы дисков. Начал копаться – мама дорогая! Все, о чем я только мечтал в молодости, – все здесь есть! Записи, о которых я читал в журналах, о которых мне рассказывали «ветераны» – вот они, живые, настоящие. Стою обалдевший, листаю конверты и понимаю, что у меня трясутся руки…»
Когда я сегодня подхожу к полкам с пластинками, будь то дома или в салоне магазина, руки у меня, конечно, не трясутся, но внутренний трепет и предвкушение чего-то необыкновенного возникает всегда. Каждый раз. Волшебный мир.


...Да! А почему все-таки руки кинорежиссера Грымова потянулись к произведению именно Тургенева? - Есть у меня одна версия...

Дело в том, что в 1994 году Грымов снял для гремевшего в ту пору кабаре-дуэта "Академия" необычный клип "Баден-Баден". Освежим в памяти?

А нам, читателям "Му-Му" и "Записок охотника" известно, что на этом казино-курорте Иван Сергеевич Тургенев провел свои счастливейшие дни со своей возлюбленной, известной певицей Полиной Виардо, в числе поклонников которой были Чайковский и Сен-Санс, Лист и Шопен! (Хотя, по выражению Ильи Репина, на неё "невозможно было смотреть анфас...)

Иван Тургенев и Полина Виардо.
Иван Тургенев и Полина Виардо.

И тут всё срастается! - Автор слов и музыки Цекало со своим "Баден-Баденом", где они прекрасно провели время с Лолитой заказывает Грымову клип.

В одиночку или стадом
Люди едут в Баден-Баден...

В процессе съёмок всплывают имена Тургенева и Виардо уже с их баден-баденской историей:

Приезжайте в Баден-Баден, тут в долине и на горах растут самые красивые деревья, которые я когда-либо видел в своей жизни. Каждое из них сильное, молодое, поэтичное и вдохновляющее. Оно приносит радость глазу и душе...

Дальше - "Му-Му" в мягкой обложке во время грымовского ланча... Озарение. Смелый замысел, сценарий, Балуев...

С тех пор Грымов изложил свой оригинальный взгляд и на "Трёх сестёр" Чехова, и на "Анну Каренину" Толстого, добавив к названию последней экранизации уже сугубо авторское - "Интимный дневник".

-11
И всё бы ничего, но уже сколько раз пост-модернисты обыгрывали эту битловскую обложку! Пора бы угомониться!
И всё бы ничего, но уже сколько раз пост-модернисты обыгрывали эту битловскую обложку! Пора бы угомониться!

С 2016 года Юрий Вячеславович трудится в должности художественного руководителя Московского драматического театра "Модерн", поругивает, как это принято в московских театральных кругах, российскую власть, не трогая при этом власть московскую, видимо, финансирующую вверенный Грымову театр. Впрочем, эта статья о другом - о пластинках и о "нашем человеке" в виниловой теме, неугомонном и ярком Юрии Грымове.

Купленную накануне книгу листал и делился воспоминаниями Лев Комов.

Читайте ещё на канале "5 лучших!":

- "Угрюм-река" катастрофически обмелела

- Может ли музыка стать роднее, чем родственники?

- Джими Хендрикс: недосягаемый!