В России не хватает мигрантов, поэтому правительство рассматривает возможность использования заключенных вместо них. Идея вызывает противоречивые чувства в стране, где узники сталинского ГУЛАГа выполняли рабский труд и массово умирали по этой причине.
Первые осужденные могут появиться в июне на стройке Байкало-Амурской железной дороги (БАМ). В апреле количество свободных мест на строительной площадке второй нитки БАМа протяженностью 340 км газета «Коммерсантъ» оценила в 15 тысяч.
В конце мая на РЖД, крупном государственном предприятии, начались формальности по найму шестисот заключенных на самые простые работы: чернорабочих. Для этого «РЖД» хочет заключить договор с компанией «Промстрой», в которой работают осужденные к исправительным работам.
Значит, это будут неквалифицированные рабочие, и они будут большинством заключенных.
- Я не очень себе представляю промышленное производство или заводы, которые в 20 веке так нуждаются в неквалифицированной работе, - сказала Ольга Романова, основательница организации, защищающей права заключенных в Малороссии. По ее мнению, идея трудоустройства заключенных нереальна, и она надеется, что она не будет реализована или от нее быстро откажутся.
- Конечно, это возрождение ГУЛАГа, - считает она.
Дефицит рабочей силы
Из-за пандемии COVID-19 у России остались без работы. Граждане бывших советских республик Средней Азии больше не приезжают в страну. В России они работают на стройках, в курьерских компаниях, водят такси, работают дворниками и уборщицами. Многие из них потеряли работу во время пандемии и были вынуждены уехать.
По состоянию на конец марта текущего года дефицит рабочей силы на строительных площадках составлял 1,2 миллиона человек.
Однако это количество не заменят заключенные, так как в России к заключению в тюрьмах приговорены около полумиллиона человек. Только некоторые из них могут быть назначены на работу.
Это две группы осужденных: более 6000 человек, приговоренных к исправительным срокам и уже отбывающих наказание в исправительных учреждениях колоний, и те, кто мог ходатайствовать о переводе части наказания на исправительные работы. Сейчас их 188 тысяч.
Исправительная колония в Покрове
Идея совпадает с изменениями в российской пенитенциарной системе. Они призваны сделать систему «более гуманной».
Власти хотят расширить возможность превращения приговора в работу. По планам Минюста, к 2030 году количество заключенных в исправительных колониях (основной тип исправительных учреждений в России) сократится почти вдвое - с нынешних 480 тысяч до 250–300 тысяч.
Проблема эксплуатации
Социолог Ксения Рунова из Института применения права Европейского университета в Санкт-Петербурге сообщила, что заключенных привлекали на работу в странах, где пенитенциарная система считается гуманной. В Японии работа считается важной, чтобы заключенный мог найти работу после освобождения.
- Самое главное правило - пенитенциарная система не должна пытаться стать прибыльной за счет заключенных.
Тогда возникает проблема эксплуатации: когда заключенные работают сверхурочно, они должны следовать плану. В целом приверженность к работе, профессиональная подготовка, также, сама работа не являются проблемой и используются во многих местах, - подчеркнула она.
Однако Рунова резюмирует, что хотела бы больше узнать о программах реабилитации, помимо необходимости реабилитации заключенных на работе.
- Многие наркоманы и алкоголики попадают в тюрьмы. Она отмечает, что работа - не единственный и не самый эффективный способ им помочь.
Осужденные к исправительным работам в России живут в рабочих общежитиях, расположенных в исправительной колонии или на предприятии, пояснила Рунова.
- Режим более мягкий: можно пользоваться телефоном, Интернетом, после получения разрешения можно выйти на улицу и провести выходные с семьей.
- У людей своя одежда, а не тюремная, - пояснила она. Часть вознаграждения, получаемого осужденными за свой труд, собирает государство.
Сомнения экономистов
С прошлого года в России вступили в силу правовые изменения, которые позволяют создавать подразделения исправительных учреждений на территории различных предприятий. До сих пор эти центры располагались только в исправительных колониях, хотя и находились отдельно от них.
Экономисты, цитируемые независимыми СМИ, сомневаются в прибыльности труда заключенных. Заработок рабочего заключенного в несколько раз ниже, чем у иммигранта, но это явная экономия.
- Производительность разная; Понятно, что люди по принуждению работают намного хуже. Во-вторых, чтобы содержать пленных, нужна инфраструктура, охрана, рассказала экономист Татьяна Михайловна. По ее мнению, реальная стоимость, казалось бы, дешевых проектов заключенных намного выше.
Идея найма заключенных не вызывает энтузиазма в строительной отрасли, и потенциальные работодатели фактически являются государственными предприятиями.
При найме заключенных на работу нужно обращать внимание на условия труда, чтобы они уважались и были не хуже, чем условия рабочих на свободе, - сказал Рунова. Она подчеркнула, что заработная плата нанятых заключенных должна быть близка к рыночной, а не совсем низкой, потому что это будет означать эксплуатацию.
Рунова напомнила, что в недавних заявлениях об эксплуатации труда заключенных упоминались такие регионы, как Арктика, что означает тяжелые условия и повышенный риск несоблюдения условий труда и прав заключенных.
- Пока сложно сказать, как это будет выглядеть. С одной стороны, действительно - есть ассоциации с ГУЛАГом, и есть опасения, что права заключенных и условия труда будут нарушены. В то же время в том, что написано в нашем законодательстве, нет ничего страшного, - оценил социолог.
Однако Ольга Романова считает, что Россия сегодня «стремительно возвращается к сталинским временам».
- Это времена, которые Владимир Путин явно любит и ценит.
Действительно, она считает, что лучшие времена - у нас не зря культ войны - это времена, связанные с победами и большими стройками, то есть в 30-40-е годы, - подчеркнула глава «Сидящей России».
По ее мнению, «Путин и пытается воссоздать для нас эту эпоху, создать ее везде: в политике, праве, экономике» и в защите прав человека, свободы слова и СМИ.
Согласно этой мысли, «Сталин все сделал правильно», а поскольку Сталин был еще и автором ГУЛАГа, «теперь, конечно, все это возвращается», - резюмировала Романова.