Найти в Дзене
Иван Жилин

История Manowar в десяти песнях (ч.1)

Оглавление

Вообще этот канал в основном про книги. Точнее так: он предназначался в основном для того, чтобы отчитываться о том, что я прочёл этим летом, но внезапно оказалось, что намного лучше идут посты про то, какую музыку я слушал в своей жизни. Чёрт его знает, что это значит - что самая читающая страна мира превратилась в самую слушающую, или что узнавать, что другой человек думает про твою любимую музыку интереснее, чем узнавать то же самое про свои любимые книги. Может, это вообще ничего не значит, просто такая сейчас фаза луны.

Тем не менее, полагаю, что стоит оседлать этот поток и рассказать ещё что-нибудь о том, что я думаю о рок-героях прошлого. Пусть это будет Manowar - вторая группа вслед за Dire Straits, которую я полюбил всей душой и которая открыла мне двери в тяжёлую музыку вообще. Группа, которая, увы, похоже спела всё важное, что хотела спеть и перешла в разряд культурного артефакта восьмидесятых - что ничуть не уменьшает её вклад в хеви-метал.

Десять песен, по одной с каждого альбома, кроме не слишком вразумительного последнего, демонстрируют взлёт Manowar если не к вершинам чартов, то к максимуму популярности и ценности для жанра, а затем - сползание в однообразную трясину борьбы против фальшивого металла и за увеличение пафосности пафоса. Это точно не все лучшие треки американских качков, но в комплексе они должны дать достаточное представление о творческом пути группы.

1. Battle Hymn с почти одноимённого альбома 1982 года

Тот случай, когда выбрать было легко. На фоне остальных треков дебюта (кроме характерного инструментала и мрачно-замогильного эпика Dark Avenger, озвученного Орсоном Уэллсом - кстати, оба этих жанра стали частыми гостями на альбомах группы) эта композиция выглядит орлом среди воробьёв. Собственно, в её мелодике и саунде мановаровцы фактически нашли всё, что потом стало их фирменным стилем - мощь, тексты про битвы и героев и пафос, который едет через пафос. Всё неплохо сыграно, отлично спето и из колонок прёт чистая, необработанная энергия. Песня смотрелась бы как дома на почти любом диске Manowar, начиная с Fighting the World, и можно сказать, что они через пять лет фактически вернулись туда, откуда когда-то начали.

2. Warlord с альбома 1983 года Into Glory Ride 1983 года

Вот тут было, наоборот, сложно. Дело в том, что я не люблю Into Glory Ride. Мне кажется, группа как-то перебрала с эпичностью, а соответствующую случаю мелодику как-то забыла присобачить. Композиции тягостные, как какой-нибудь Black Sabbath времён третьего-четвёртого диска, абсолютно блёклые, и даже изредка вмтавленные развлекушки вроде звуков совокупления в выбранной мной песне совершенно не развлекают. Собственно, выбор композиции Warlord обусловлен тем, что для него 13 лет спустя мановаровцы сподобились написать сиквел, что само по себе любопытно. Ну и песня в принципе неплохая, обладающая редким для альбома качеством - лаконичностью.

3. Army of Immortals с альбома 1983 года Hail to England!

Эксперименты с эпичностью быстро перешли в более конструктивную фазу. Manowar будто вспомнили то, из чего складывается их альбом: немного неуклюжий инструментал, замогильно ужасная и страшная песня, часть текста которой просто читается замогильно ужасным и страшным голосом, и яркие мелодии. Тут нью-йорские викинги ещё не вышли на тот уровень яркости, который обеспечил им место в ноосфере, но очевидны зачатки того, что станет узнаваемым стилем Manowar. Самая известная песня с диска - открывашка Blood of My Enemies (что логично, это ведь песня про КРОВЬ! МОИХ! ВРАГОВ!), но я выберу другую. Army of Immortals - первое, но не последнее посвящение фанатам, а ведь армия фанатов этой группы является важной причиной, по которой Manowar стал культурным феноменом. Сами музыканты тоже помнят об этом, и во время одного из их туров в нулевых именно этот трек был выбран для перформанса, в ходе которого подсадному парню из аудитории дают возможность сыграть с группой своей мечты (предварительно налив ему пивка). Песня, впрочем, и в отрыве от культурного контекста хороша, и по ней тоже обнаружился фанатский видеоклип.

4. Mountains с альбома 1984 года Sign of the Hammer

Тут труднее всего, просто потому, что это, наверное, мой любимый альбом Manowar (разрываюсь между ним и диском 1992 года). С одной стороны, на нём есть целая куча разнотемповых гимнов силе, мощи, энергии и другим синонимам слова power; даже не просто разнотемповых, но действительно сильно непохожих друг на друга - что и ценно. С другой - венчает это всё эпичнейшая Guyana, прекрасная почти попытка сделать что-то околопрогметаллическое. Есть, кстати, и традиционный аттракцион по извлечению звуков из электрогитар, но его мы тоже не выберем, а всё же будет традиционалистами и укажем на Mountains, волшебную пауэр-балладу, в которой балладного совершенно партийный минимум, зато много снега, одиночества, воздуха и гор, что вполне соответствует названию.

5. Defender с альбома 1987 года Fighting the World

Именно этот диск преобразил Manowar. Именно тут впервые появилась обложка от Кена Келли, выполненная в откровенном и китчевом фэнтези-стиле, впервые началась борьба с фальшивым металлом и позёрами, а пафос окончательно был признан главной составляющей музыки группы. Аранжировки упростились, но мелодии внезапно стали более цепляющими. Самая же яркая вещь, на мой взгляд, относится к любимому группой жанру метал-перформанса, в котором опять участвовал Орсон Уэллс. Мрачная мелодекламация в нужный момент взрывается, и Эрик Адамс выдаёт, возможно, свой лучший вопль. На этой во всех смыслах возвышенной ноте, пожалуй, стоит пока закончить. Мы вернёмся к вам в следующей серии.