Итак, вы решили стать фрилансером. Что нужно сделать, чтобы реализоваться в этом деле и стать успешным специалистом?
Во-первых, пройти обучение по интересующей специальности. Обращайте внимание на курсы с практикой — так вы приобретете реальный опыт и первые проекты в портфолио. Например, на курсах школы Semantica мы даем ученикам практические задания после каждого теоретического блока и тщательно разбираем готовые работы.
Во-вторых, вам предстоит научиться общению с заказчиками. И это не так просто, как может показаться вначале. В этой статье мы постарались осветить самые спорные моменты.
Общение как демонстрация профессионализма
Даже если вы — закоренелый интроверт, надо учится коммуницировать. Навыки общения зачастую определяют степень вашего профессионализма в глазах клиента. Каким бы крутым спецом вы не были и какие бы сложные проекты не реализовывали — вам могут отказать в сотрудничестве из-за одной неуместной фразы.
Специалисты нашей Школы расскажут, как выстроить эффективное и корректное общение с заказчиками — действующими и потенциальными.
Друг? Клиент? Партнер?
По уровню отношения к вашей работе всех заказчиков можно поделить на три условных группы.
Заказчик-партнер
Этот человек понимает специфику вашей деятельности. Или как минимум готов в ней разобраться. Он предоставляет четкие технические задания и ставит реальные сроки. Вдается в детали, объясняет суть всего проекта, а не только вашего непосредственного фронта работ.
От совместной работы заказчик-партнер ждет максимальной отдачи и профессиональных советов. Не разочаровывайте его. Если у вас появилась идея, как улучшить проект — поделитесь ей с партнером. Он ценит внимание, но стандартные отписки «понял-принял-сделаю» его, как правило, раздражают.
Такие заказчики предпочитают держать все под контролем. Будьте готовы к правкам и проверкам на каждом этапе. Не уверены, что хорошо справитесь с заданием? Лучше не браться, чтобы сберечь свою профессиональную репутацию.
Заказчик-клиент
Заказчики такого типа во всем полагаются на специалиста. Они не всегда понимают, что конкретно вы будете делать, но ждут от вас определенного результата. В детали не вдаются, ходом работы особенно не интересуются. Они готовы полностью довериться исполнителю и покорно ожидать результата.
В общении с заказчиками-клиентами важно с самого начала продемонстрировать свою компетентность. Объясняйте свои возможности простым языком. Задавайте вопросы. Составьте подробное ТЗ и оговорите все спорные моменты до запуска проекта. Покажите, что понимаете суть заказа и можете его реализовать так, как того желает клиент.
Сложности на начальном этапе оправдываются возможными перспективами. Заказчики-клиенты предпочитают работать с уже знакомыми специалистами на постоянной основе. Поэтому если вы успешно реализуете проект, то можете рассчитывать на долговременное сотрудничество.
Заказчик-друг
Самый сложный тип заказчиков. С первых же минут они переходят на неформальное общение и панибратский тон. Всем своим видом демонстрируют расположение к вам. Через десять минут общения вы будете знать кличку его собаки, через неделю — на какие оценки учится двоюродный племянник.
Если вы все-таки решите работать с таким клиентом, то не давайте ему возможности выходить за рамки профессиональной коммуникации. В диалоге важно сохранять терпение, улыбаться и задавать только открытые вопросы. Общайтесь на «вы» и мягко пресекайте все разговоры на отвлеченные темы.
Стоит помнить, что «дружеская» стратегия общения чревата большими рисками. От нарушений договоренностей до невыплаты заработной платы. Однако есть в этом и плюсы. Заказчик-друг, как правило, более лоялен к просрочкам, и с пониманием отнесется к тому, что к вас заболела голова или появились неотложные дела.
Три важных правила
1. Пишите в личные сообщения. Даже если речь идет о биржах, где достаточно просто подать заявку. Так вы сможете выделить себя из общего списка кандидатов и убедить клиента, что именно ваши услуги решат его проблему.
2. Не пытайтесь понравиться. Излишние заигрывания и попытки произвести впечатления здесь ни к чему. Помните, вы — профессионал. Хотите показать свою крутость? Покажите кейсы и приведите конкретные цифры из своей практики.
3. Держите заказчика в курсе. Не ждите, пока он сам задаст вопрос о состоянии проекта. Периодически рассказывайте о ходе работы, советуйтесь, показывайте промежуточные этапы. Клиент должен почувствовать, что вам важен этот заказ.
Честность
Имидж для фрилансера значит больше, чем для любого наемного специалиста. Поэтому заботиться о нем придется с особой тщательностью.
Если вы работаете с клиентом, не понимающим тонкостей деятельности, не врите ему! Да, соблазн заработать велик. К примеру, убедить заказчика, что тексты для сайта ну никак не могут быть меньше 5 000 знаков. Или завысить бюджет на таргетированную рекламу.
Обман одного человека может привести к потере десятка потенциальных заказчиков. Рано или поздно обманутый клиент узнает, что вашу работу можно было сделать быстрее, качественнее или дешевле. Естественно, он не обратится к вам в дальнейшем и распространит нелестные отзывы в профессиональных кругах. Подумайте — стоит ли ваше будущее как профессионала разовой прибыли?