Добрый день, уважаемые друзья.
Когда-то, лет 15 назад, в какой-то телевизионной передаче слышал историю о том, что при Хрущеве в СССР шли разработки подземной лодки. Сейчас это вспомнилось, решил написать об этом небольшую заметку. Как относиться к этой истории, не знаю, похоже на фантастику. Но, с другой стороны, чем чёрт не шутит, знаем какие фантастические, казалось бы, проекты разрабатывались и у нас в стране, и в той же Германии.
В 1937 году Григорий Адамов написал любопытную книжку «Победители недр». Если кратко, то суть дела в том, что молодые ученые решили построить на какой-то немыслимой глубине Земли термоэлектростанцию, которая будет использовать температуру планеты. Для того, чтобы достичь необходимых глубин нужна машина.
«Достигнуть области высоких температур сможет машина, сконструированная… из новейшей легированной стали, твёрдой, чрезвычайно жароупорной, стойкой против всех химических влияний и воздействий, которые могут встретиться на пути в недра земли. Это будет стальной крот, которого не остановят ни самые твёрдые горные породы, ни сильнейший подземный жар. Он будет вгрызаться в толщу земли всё глубже и глубже…», - пишет Адамов в своей книге.
Так ли уж фантастичны были догадки писателя? Можно предположить, что основания для подобного сюжета все же имелись.
Первые работы по созданию подземохода проводились в Советском Союзе в 20-30-х годах XX столетия инженером-самоучкой Рудольфом Требелевским, экстерном закончившим гимназию и Московский университет. Требелевский стажировался в Германии под руководством немецкого ученого фон Верна, вернувшись в СССР он усовершенствовал изобретение фон Верна и назвал его по-латински «субтеррина», но в 1933 году был репрессирован как немецкий шпион (по другим данным, не Требелевский, а Александр Иосифович Требелев).
Уже после войны, изучив техническую документацию по разработке боевых кротов, которая попала в руки СМЕРШ, в Советском Союзе вернулись к теме, документы Требелевского, изъятые при обыске в 1933-м и до 1945-го хранившиеся в Спецхране доставили в Москву. Министр госбезопасности В.С. Абакумов понял, что появился шанс начать собственную игру против куратора и конкурента Л.П. Берия. Восстановить чертежи в полном объеме и построить лодку было делом времени.
Министр государственной безопасности Абакумов президенту Академии наук СССР Вавилову:
«Прошу предоставить в мое личное распоряжение группу экспертов: ученых-геофизиков и инженеров-конструкторов горнопроходческого оборудования…
18 мая 1949 года»
В июле 1951 года генерал-полковник Абакумов, стремительно превращавший МГБ в суперведомство, был арестован, затем Берия и Устинов (нарком вооружения СССР) убедили вождя, что разработка подземной лодки не имеет перспектив.
К изобретению Требелевского вернулись только в начале 1960-х, когда проектом заинтересовался Н.С. Хрущев.
«Предусмотреть включение в семилетний план народнохозяйственного развития Украинской ССР строительство объекта по производству оборонной продукции, предусмотрев соответствующие ассигнования из бюджета Министерства обороны.
Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1962 года.»
На территории Крыма, переданного Хрущевым Украинской ССР, в рекордные даже для того времени сроки был построен завод, и к весне 1964 года собран первый экспериментальный образец подземной лодки.
По неофициальным данным «Боевой крот» имел цилиндрическую форму диаметров 3 метра, длиной 25 метров, управляли аппаратом пять членов экипажа, вгрызался он в землю и двигался со скоростью до 15 км/ч, оснащен ядерным реактором; помимо экипажа на борт можно было взять 15 солдат и порядка 1 тонны вооружения.
Назначение субтеррины – уничтожение шахтных ракетных установок, бункеров, фортификационных укреплений. Советского лидера и военное руководство страны привлекал в подземной лодке фактор внезапности, засечь ее традиционными средствами слежения было практически невозможно, как тактическая единица она имела большие перспективы.
Опять же по неофициальным данным, испытания «Боевого крота» проводились на территории Уральского военного округа.
Министр обороны Малиновский – командующему войсками Уральского военного округа Грознецкому.
«Приказываю обеспечить проведение учений с применением нового вида оружия. Начальникам родов войск наладить оперативное взаимодействие личного состава и техники…
15 августа 1964 года».
Первые испытания осенью 1964 года показали хорошие результаты: подземная лодка, внедрившись в грунт, как по маслу прошла 15 км и разрушила подземный бетонный бункер условного противника, необходимая энергия вырабатывалась ядерным реактором, новое оружие выглядело фантастикой в действии.
При повторном эксперименте произошла катастрофа, лодка взорвалась погибший экипаж и «Боевого крот» оказались погребены под толщей земли. Между инженерами и военными начались серьезные конфликты, решение по подземной лодке решили отложить. В это же время в стране сменилось руководство, финансирование «Боевого крота» прекратили, завод в Крыму переоборудовали. И только следопыты иногда докучали вопросами о покинутом полигоне на Урале.
Начальник Главного управления по охране государственных тайн в печати Антонов – начальнику главного политического управления Епишеву
«Прошу согласовать публикацию материалов о выдающихся достижениях советской науки в рамках проекта «Боевой крот» в научно-популярной прессе…
23 июля 1976 года»
Напишите, пожалуйста в комментариях, какое мнение есть на этот счет.