Найти тему
Думай как психолог

Да вы поймите, после 3-х уже поздно, надо сейчас! Руководитель центра не теряла надежды записать нас на развивашки

Оглавление
Модная сейчас теория раннего развития — не что иное, как маркетинговый ход, который формирует комплексы у родителей, а детей лишает детства. Известная книга японского предпринимателя Ибука Масару наделала много шума в свое время, да и сейчас имеет определенный авторитет. Вот только название «После 3 уже поздно», которое чаще используется в нарицательном значении, предполагает не совсем то, что так рьяно отстаивают сторонники такого метода воспитания. Расскажу, почему я не согласна с тем, что надо вкладывать в ребенка в первые три года все и даже больше, а также поделюсь личным опытом.
Фото с одного из наших многочисленных развивающих занятий
Фото с одного из наших многочисленных развивающих занятий

Что развивается до 3-х лет

Действительно нужно знать, что первые несколько лет имеют колоссальное значение для развития мозговой деятельности детей. В первый год у младенцев развиваются 5 чувств, растет сам орган мозга в буквальном смысле и работает бессознательная память. Благодаря ей, малыш и умеет выделять своих маму и папу из других окружающих людей.

А вот с 1 до 3 лет начинает работать память сознательная (естественно мозг тоже продолжает расти). На этом этапе создается фундамент для будущих способностей ребенка к получению знаний, социализации и правильному эмоциональному реагированию на происходящее. И очень важно заметить, что речь идет о том, что эти качества только ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ, а не имеются здесь и сейчас, чтобы исчезнуть после того, как будет отпразднован 4-й год рождения.

С 4 до 10 лет отмечается очень высокая, в сравнении с взрослым, мозговая активность, формируются способности к выстраиванию логических связей. А дальше уже нервные связи продолжают вызревать, а мозг продолжает развиваться.

Этот процесс просто замедляется, но никак не останавливается.

Принципы воспитания Ибука Масару

На самом деле большинство советов, которые дает в своей книге этот японец, актуальны и в наши дни. Интересно, что этот человек не был ни психологом, ни педагогом, но сумел заставить прислушаться к себе родителей со всего мира.

Вот что на самом деле советует автор нашумевшей книги:

  • часто брать ребенка на руки, потому что тактильный контакт имеет принципиальное значение для умственного развития;
  • не запрещать ссориться — это тоже практика общения;
  • стимулировать интерес ребенка;
  • не сюсюкаться, а разговаривать с детьми обычным «взрослым» языком;
  • не навязывать свои представления о хорошем или плохом — у детей отсутствует жизненный опыт, поэтому он сам должен познавать тот мир (конечно, с вашей помощью) и делать свои выводы;
  • поощрять фантазии, не называя их «глупыми» — это развитие творческих способностей;
  • заучивать простые стишки, чтобы развивать память;
  • практиковать ролевые игры, чтобы давать ребенку самовыражаться;
  • не вгонять детей в рамки — нестандартное мышление способно привести к гениальным идеям;
  • делать акцент на процессе работы, а не на результате;
  • не считать детей своей собственностью и доверять им;
  • предлагать игрушки из деталей, позволяя ребенку почувствовать радость после того, как он успешно их сложит;
  • не увлекаться покупкой огромного количества игрушек, потому что это рассеивает детское внимание и обесценивает вещи.

Вот скажите, с чем из этого можно поспорить? На мой взгляд, очень мудрые мысли, которые помогут вырастить разностороннего самостоятельного человека со своими принципами.

Фото с наших занятий
Фото с наших занятий

Конечно, автор говорит и о том, что у детей до 3 лет легче укладываются знания и этим надо пользоваться. Но это не значит, что надо учить ребенка читать в этом возрасте.

Что нужно делать

Первое, что нужно делать, — это любить своего ребенка (что и делает каждый родитель) и уважать его (а вот с этим у многих проблемы).

Покупка развивающих игрушек и посещение занятий по Монтессори — приятный бонус, который где-то улучшит познавательные процессы ребенка. Но вот ощущение любви со стороны родителей, уважение его мнения, воспитание в спокойной атмосфере без ссор и истерик — все это даст ребенку намного больше, чем изучение букв и цифр в 2 или в 3 года.

Вот мой список того, что нужно делать в раннем возрасте:

  • отдать на плавание;
  • проводить с ребенком максимум времени, обнимать и целовать его как можно чаще;
  • рассказывать об окружающем мире, во время прогулок показывать птиц, насекомых, животных;
  • исключить гаджеты или свести их к минимуму;
  • читать сказки и разглядывать иллюстрации;
  • учить стихи;
  • заниматься лепкой, рисованием, конструированием.

Мой опыт

Я, как и многие молодые мамы, пала жертвой модных тенденций и была фанаткой всего с приставкой «развивающие». Покупала невероятное количество игрушек, пособий. Еле дождалась, пока ребенок достигнет 1,5 лет (раньше нигде не брали) и начала бесконечный марафон по развивающим занятиям. Помогло ли все это? Я считаю, что нет. Сейчас ей 5 лет, она знает буквы, но не читает, знает цифры, но не складывает их. Заговорила поздно, после 3-х лет. Не ценит никакие игрушки, ей просто неинтересно с ними играть. При этом в бытовом плане она развивалась очень быстро, рано освоила горшок (в 7 месяцев), начала есть с ложки и пить из кружки (поильники вообще не «зашли). Изначально ела очень аккуратно, поднося рот к тарелке, а не ложку к лицу.

Фото с наших занятий, дочке 1 год, 10 месяцев
Фото с наших занятий, дочке 1 год, 10 месяцев

Очень хорошо помню, как каждый день мучила ребенка с цветами, показывала карточки, предметы, называла, какого они цвета и заставляла повторять. А она все никак не могла их запомнить. Я уже думала, что все бесполезно и моя дочь дальтоник, но в один прекрасный день, когда она отдыхала от моих уроков где-то неделю, неожиданно выдала все цвета идеально. Мой вывод — бейся, не бейся, пока ребенок не дорос, он этого не выучит.

С этой мудрой мыслью родился второй малыш, которого я вообще не трогала. Сейчас сыну почти 3 года, в его арсенале нет ни одного развивающего занятия, а игрушки приобретаются по принципу «хочу, купи», а не с точки зрения пользы. При этом, он заговорил предложениями в 1,3 года, отлично поддерживает диалог и пересказывает сказки, запоминает стихи с первого раза и может развлекать себя довольно долго, даже если в наличии только крышка от бутылки. Но при этом до сих пор не хочет осваивать горшок и ест очень неаккуратно, половина блюда на лице, остальное — на кофте. Как это объяснить? Я не знаю, но для себя решила, что лезть к ребенку с образованием сразу после рождения, не совсем правильно. Что я и сказала директору центра, куда ходит старшая дочь на гимнастику, и которая пыталась заманить нас на развивающие занятия. Аргументом была все та же теория раннего развития, которую я не то, чтобы отрицаю, но и не до конца принимаю.

А вы водите деток по развивающим занятиям? Считаете, что надо вложить в них максимум информации до достижения 3-хлетнего возраста или пусть идет как идет?