Найти тему

Травля в школе: родители не хотят об этом слышать. Учителя отстраняются. И как быть?

Оглавление

Здравствуй, дорогой читатель. С травлей в школе сталкивались все — и хорошо, если только в роли наблюдателя. Разбираемся в причинах и последствиях буллинга, даём реальные истории от учителей. Рассказываем, как онлайн-обучение помогает решить проблему травли в школе, при этом сохраняя высокий уровень социализации ребёнка.

Не игнорируйте, становясь очевидцем. Помогайте слабому.
Не игнорируйте, становясь очевидцем. Помогайте слабому.

Буллинг (от англ. bullying – «запугивание, издевательство, травля») —агрессивное преследование коллективом одного из его членов. В отличие от конфликта, где стороны примерно равны, жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок.

Буллинг имеет две формы

  • физическая — побои, порча имущества ученика, преследование
  • психологическая — насмешки, угрозы, распускание сплетен, бойкот
Причина не в особенностях жертвы, а в особенностях группы.

Объектом для издевательств может стать любой ребёнок или подросток — это иллюзия, что для роли «козла отпущения» выбирают только «ненормальных». Причина не в особенностях жертвы, а в особенностях группы. Детский коллектив может быть жестоким к тем, кто хоть немного отличается от остальных или кажется слабым.

Буллинг — одна из наиболее распространённых школьных проблем, но к сожалению, жертва далеко не всегда может получить помощь. Учителя и родители либо не осведомлены о происходящем, либо не считают нужным вмешиваться. А иногда и учителя принимают участие.

Травма наблюдателя — когда не принимавший участие в событии человек в итоге не может самостоятельно справиться с перенесённым опытом.

Подобные случаи нельзя игнорировать — они могут привести к серьёзным и разрушительным для здоровья последствиям:

  • психическим отклонениям
  • потере уверенности в себе (ребёнок много лет будет страдать от заниженной самооценки)
  • психосоматическим заболеваниям
  • депрессии

Страдает не только жертва

Страдают и свидетели. Они испытывают страх оказаться на месте «изгоя» или стыд за своё малодушие. В психологии есть понятие «травмы наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с перенесённым опытом.

Буллинг вреден и для психики самих агрессоров: приводит к развитию деструктивных черт личности, а в будущем — к проблемам с построением близких, доверительных отношений.

Неприятие со стороны детского коллектива — это лишь один из видов школьного буллинга. К сожалению, иногда в качестве агрессоров выступают учителя. Педагог может намеренно занижать отметки, оскорблять жертву. Разрешить подобный конфликт ещё сложнее: порой единственным выходом из ситуации становится перевод в другой класс или даже школу — а это огромный стресс.

Выход — есть

Технологии онлайн-образования — решение проблемы буллинга. Такая форма обучения помогает оградить ребёнка от травмирующего опыта. Здесь у учителей нет пассивной агрессии и любимчиков.

Взаимодействие с одноклассниками может быть ограничено форматом вебинаров. Ученик может заниматься без стресса и давления: он сам решает, хочет ли выступить на уроке — или ограничится ответами в чате; задать вопрос учителю во время урока, или после урока обсудить с наставником один на один — например вопрос, кажущийся на первый раз глупым.

Так как видео с уроков всегда можно посмотреть, то стесняться некого и можно спокойно во всём разобраться. А вопросы личного характера можно задать нашему психологу.

Ситуации из практики учителей

Антон просто любил читать на переменах, а не участвовал в общем балагане

Антон часто пропускал занятия из-за плохого самочувствия, и родители наивно думали, что у него просто слабый иммунитет. Врачи разводили руками: болезнь есть, причины — нет. Ребёнок провёл в больницах и поликлиниках в общей сложности год, пока не попал на приём к психотерапевту, который смог определить источник проблемы. Оказалось, что Антон просто любил читать на переменах, а не участвовал в общем балагане. Когда всех в очередной раз отчитывали за какой-то проступок, его это обошло стороной. Из-за этого одноклассники стали жестоко обижать и унижать мальчика. Началось всё с оскорблений, лёгких толчков, а закончилось шантажом. Антон боялся ходить в школу. На фоне переживаний у него развились невроз и депрессивное расстройство — отсюда и другие болезни. Учителя замечали, но не вмешивались, придерживаясь позиции: «Моё дело учить, а не лезть в разборки детей».

«Моё дело учить, а не лезть в разборки детей»

Разумеется, психика ребёнка была травмирована, и ему пришлось долго учиться снова доверять другим детям. В итоге родители приняли решение перевести сына в онлайн-школу, где поначалу он вёл себя довольно скованно: не отвечал на вопросы учителей и сверстников во время вебинаров. Но постепенно удалённый формат позволил ему раскрыться. После трёх месяцев обучения ученик сам захотел проявить активность на уроке. Он выходил на связь, много общался с одноклассниками в чате. Педагоги при поддержке психологической службы помогли ему побороть страхи и развить творческие способности. Мальчик стал участвовать в литературных чтениях и писать стихи, принимать участие в конкурсах — и при этом сдавать вовремя все проверочные.

Таня, средняя школа, физмат класс

Талантливая, весёлая и энергичная девочка попала в физико-математический класс и оказалась в конфликтной ситуации с педагогом. Учительница безосновательно ставила ей двойки, не разрешала исправлять и делала всё, чтобы ребёнок ушёл из профильного класса.

По остальным предметам девочка училась хорошо. Учительница каждые две недели вызывала родителей и говорила, что их дочь слабый ученик и ей нужно обучаться в обычном классе.

Каждый день ей повторяли, что она не пройдёт аттестацию и не сдаст экзамен. У школьницы начались истерики, она не могла концентрироваться на математике — и родители забрали документы из ведущего лицея Москвы.

После долгих обсуждений глава семьи принял решение о переводе дочери в онлайн-школу. Родители серьёзно подошли к вопросу выбора учебного заведения: самым важным было обеспечить не только профильную подготовку, но и всестороннее развитие ребёнка. Сделали акцент на профориентационной работе. Выбор остановили на полноформатной онлайн-школе, входящей в единую образовательную экосистему. У девочки стало больше возможностей реализоваться в профильном направлении — и она проявила себя как специалист уже на этапе обучения.

Что из этого следует

Обучение онлайн защищает от распространённого в школах. Часто ученики некомфортно себя чувствуют, обучаясь в обычной школе. У них могут быть конфликты с одноклассниками, непонимание со стороны учителей.

Перейдя в онлайн, такие ученики становятся увереннее, начинают интересоваться учёбой, общаться с новыми одноклассниками по переписке, звонкам и видео.

Онлайн-обучение — это безопасная среда для социализации

#школа синергия. учим детей

#школа синергия. лайфхаки и советы

#школа синергия. говорит психолог

#школа синергия. говорим про онлайн