«Автомобиль» как понятие и как предмет представляется нам чем-то цельным. Обычно, мы плохо осознаём, что это комбинация большого количества деталей, узлов, агрегатов, отдельных приборов (состоящих из деталей, узлов и агрегатов), каждый из которых имеет свой срок службы, свою нагрузку и степень износа, часто независимо от других. Отчасти этот вопрос мне хочется осветить в статье:
«Почему обычно не покупают старую машину на автомате» или «что отвалится первым?».
Допустим, у вас есть 600 тыс. рублей, и вы ищете бренд, который ценится, просторный кузов (С-класса), который устойчив к коррозии (не гниёт) и ресурсный беспроблемный двигатель (400 тыс км +). Сюда можно добавить коробку передач (без которой машина не поедет), если она механика. Даже если механика поломается, её замена (поиск б/у) или ремонт (поиск запчастей) не должны составить ни большого труда, ни затрат. Я в своё время менял коробку передач на Фольксваген Поинтер, 1 л (редкая-редкость). Этих машин всего ввезли в РФ около 1000 шт. в 2004-2005 г, и б/у нашлась без проблем, всё вышло в 30 т р.
Но автомат не таков. Во времена моей юности говорили, что «автомат стоит как пол машины», но это было давно.
Коробка автомат требует аккуратной езды, регулярного обслуживания и замены масла, которое обычно не проводят. В этом случае риск, что она откажет после 150 т км пробега как никогда высок. Ремонту чаще всего она не подлежит, цены на б/у начинаются от 50 т р, плюс пупок развяжется, пока её установишь. Причём нет никакой гарантии, что «новая» коробка будет лучше старой. Машина с такой проблемой никому не нужна, при поломке коробки стоимость машины падает с 500 т р до 100 т р (заберут на запчасти). Если вы заметите какие-то симптомы, попытка продать машину до поломки упрётся в то, что она никому не нужна, потому что не покупают люди старые машины с такими сложными агрегатами, и будет просто висеть очередное объявление «семейная пара, продаём машину, всё супер, в отличном состоянии и двигатель и коробка, всего 10 месяцев отъездили».
Желание ездить на хорошей машине, даже статусной, понятно, но такие вещи покупают новыми и с гарантией.
…
Узлы и агрегаты, которые выходят из строя, условно делятся на два вида:
- ломаются после 150 т км пробега (выработан ресурс - механическое воздействие)
- ломаются после 7 лет эксплуатации (сопрели резинки, усохли сальники, закисли подшипники, клеммы, контакты, рассыпались провода – агрессивная, неподходящая среда, влага, старение)
Ниже представлены общие проблемы, независимо от марки и модели. Это проблема самого принципа производства автомобилей, который сложился и укоренился на рубеже 90х – 00х.
1. Подвеска. Проблема уставшей подвески в том, что детали парные, меняются парами, даже если из строя вышла только одна. Не менять чаще всего нельзя – страшно, когда что-то там стучит, вдруг отвалятся колёса. Обычно портятся:
- косточки (фигня)
- рулевые наконечники (фигня + сход развал)
- шаровые опоры (то же самое)
- стойки амортизации (дорого)
-опорные подшипники (дешевле, чем стойки)
Классическая комбинация. Стойки вытекут, даже если ещё не вытекли – они не вечные, они постоянно работают. То, что она потекла ещё ничего не значит, а вот если она не работает и машина просто раскачивается… ну, можно потерпеть, прикручено крепко, колёса не отвалятся. При покупке, если подвеску не чинили, всё может быть неплохо, но скоро испортится, если чинили – могли поставить плохие детали или вообще поменять одну, всё это в течение 30 т км пробега себя проявит.
2. По тормозам
- тормозные суппорта. Если невовремя менять тормозные колодки - портятся суппорта. Обычно, с «нова» машину выкатывают 50 – 60 т км не делая ничего, суппорт закисает и следующие колодки стираются неравномерно/ слишком быстро, при езде колодки могут скрипеть и прочее. Смазывать/ пересмазывать направляющие бесполезно, проблема не уйдёт. Суппорта б/у довольно дороги, и есть шанс, что будут такие же. При покупке можно проверить (услышать скрип), сторговаться. Неприятно. Но не смертельно.
(тормозные шланги, трубки и прочее здесь не рассматриваю, это уже проблема после 12-15 лет. Трещина кольца АБС, поломки вакуумного насоса и прочее – это редкость.).
- тормозные диски. Стираются, можно купить и поставить новые. Можно не покупать и не ставить, особенно если суппорта уже плохие, колодки стираются быстро и скрипят.
- если сзади барабаны, возможно, они уже работают вполсилы. Передние колодки будут стираться быстрее, ручник будет держать хуже, сколько ни подтягивай.
3. Ходовая
- подшипники. Прежде чем сломаться будет долго-долго шуметь на радость хозяевам. Относительно недорого (замена дороже стоимости детали). Опять же если их уже меняли, то могли поставить плохие.
(рулевая рейка и тяги не должны создавать проблем, если не было аварий. На машинах после 2008 г выпуска (разных производителей) может рандомно сносится ШРУСа. Это довольно дорого, но это редкость. Если пенсионер не дрифтил на машине с вывернутым до упора рулём – ещё поживут.)
4. Подушки двигателя.
- несмотря на то, что это резина, это всё-таки вопрос пробега. Менять дорого, на некоторых моделях придётся поднимать двигатель. Можно не переживать и не менять – двигатель будет шуметь чуть больше, изнашиваться сам и расшатывать все узлы автомобиля чуть быстрее. По сравнению с другими проблемами это фигня.
5. Глушитель.
- на хорошей иномарке глушитель не сгниёт и отдельные его участки не испортятся лет 15. На нехорошей маленькая дырочка, но появится. А шуметь будет как большая. Кислородный датчик на глушителе под замену.
6. Прочее.
- аккумулятор. Срок годности год, срок службы три года. Если на машине до сих пор родной аккумулятор (как чаще и бывает) – всё время жди сюрприз. Симптомов перед поломкой не будет, он будет отлично работать, пока одним солнечным утром не рассыпится пластина внутри. Не очень дорого.
- кондиционер. Летом работает/ зимой не работает. В таком режиме подшипник киснет, шкив отваливается, трубка под резинками сгниёт и фреон уйдёт. Вполне может быть, что при покупке он будет работать, а через месяц холодный воздух дуть перестанет (потому что трубка дырявая. Его просто заправили перед продажей). Починка настолько дорогая, что проще им не пользоваться.
- генератор. Рандомная, непредсказуемая поломка. Б/у недорого, если модель не очень замороченная. Можно попробовать подобрать с других моделей.
(помпа должна жить, у неё ресурс двигателя).
- радиатор. Подтекает – это ничего. Вышел утром, завёл машину и он осыпался – вот это неприятно. 10 лет для радиатора – это много. По нему кипяток гоняют, а он охлаждает. Эвакуатор, сама деталь не очень дорогая и вполне стандартная.
- топливный насос. Плавает в бензине, работает постоянно, плюс перегревается, если водила любит ездить с пустым баком. У некоторых производителей указана обязательная замена на 120 т км, но кому это надо, это уже вне гарантийного срока
- турбина. Если вы купили подержанное авто с пробегом за 100 т км, старое, да ещё и с турбиной, то нам с вами говорить не о чем, только рукой махнуть.
- насос ГУР. Только если машина стояла (сопрели сальники) или водитель был совсем дурак. В автошколе обычно бьют по рукам («не выкручивай с ударом руль до упора!»), но ведь некоторые купили права, даже не заезжая в автошколу. Если у вас электроусилитель руля, то проблем нет.
7. Всевозможные датчики, которыми машина обвешана как новогодняя ёлка игрушками. Они влияют на всё, но живут своей жизнью. Чаще всего, после 10 лет если поломка не ясна и не ищется - стоит проверить датчик, который может прямо или косвенно влиять на это, передавая неверные данные.
8. Колёса, точнее резина. Владельцы часто откатывают весь срок службы на той резине, на которой машина выехала из салона. 10 лет для покрышек – это много, даже если она не изношена, может осыпаться корд изнутри (клеить бесполезно, проще выкинуть). Если у машины 13 диски, то проблем нет, а если 16 – готовьте деньги.
В целом, если вы уверены, что автомат на машине проходит дольше двигателя, а все прочие узлы вам не кажутся проблемой и 100 т руб на запчасти отложены, то просто приготовьтесь оплатить после покупки замену всех ремней, расходников, пересмазку отдельных соединений – и радуйтесь покупке. Да, при покупке старенького б/у авто необходимо запланировать расходы на ремонт, нельзя покупать его на последние деньги. И при продаже эти деньги не отбить.
Опыт показывает, что достаточно одной некрупной поломки раз в полгода, чтоб настроение было испорчено ежедневно ещё до того, как садишься за руль. На периодически ломающейся машине далеко не поедешь, друзей в поездку не пригласишь. Именно поэтому, «наевшись» подержанных машин, люди приспускают амбиции и едут покупать пусть самую дешёвую, но новую, чтоб 5-7 лет «бензин да масло и минимум проблем».
Натурально чудеса: есть таксисты, которые накатывают на новых машинах за 3 года 500 т км пробега, меняя подшипники и амортизаторы; есть люди, которые ездят мало и после 7-8 лет эксплуатации меняют помпу, всевозможные насосы и прочее. Есть машины, отстоявшие большую часть «жизни» в бетонном гараже и непригодные не только к дальней поездке, но и к ремонту - чтоб добраться до всех прелых резинок и проводков, придётся натурально разобрать всю машину. Покупатель старой побегавшей машины часто попадает на всё сразу. Если б не эти проблемы, все бы ездили на подержанных Субару. У меня была идея для бизнеса – салон по восстановлению подержанных машин. Купил человек такую машину за 350- 400 т руб, приехал к вам, вы ему диагностику, насчитали ремонта на 200 т руб., но зато дали гарантию (как в салоне, там по факту гарантия не 3 года, а куда меньше, разная на отдельные узлы). Я бы даже подумал воспользоваться такой услугой.
…
Отдельно по поводу обучения на права «только на автомат».
Это подходит девочкам-вечным-содержанкам и женщинам предпенсионного возраста. В остальном, взрослая жизнь штука длинная и непростая. С появлением машины, она меняется. И машина становится опорой этих перемен - вождение, само наличие машины входит в привычку; это дополнительные руки, ноги, возможности, на которые ты интуитивно рассчитываешь. А потом случается ситуация, когда твоя хорошая машина портится или (даже) её приходится срочно продать. И ты в один момент без рук и без ног. Без машины уже не можешь. С правами «на механику» ты найдёшь себе колёса (разной степени хорошести) почти за любые деньги. Год назад в карантин многие теряли работу и попадали на деньги. Хорошая машина — это инвест-ресурс, её можно продать, купить жигули и выровнять баланс – остаться и с деньгами, и с колёсами. Найти за небольшие деньги срочно машину на автомате невозможно, а сидеть кусать локти, потому что испугался или сэкономил на учёбе – например, не мой вариант.