Найти в Дзене
Чайхона

Так в древней Руси писали свое резюме

В сегодняшнем опусе (продолжая цикл) хочу рассказать о довольно интересном и оригинальном произведении древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю, Ярославу Владимировичу». Тем, кто хотел бы прочесть "Сказание о Борисе и Глебе" - сюда Произведение это до наших времен дошло в нескольких редакциях, существенно отличающихся друг от друга. Настолько отличающихся, что правильнее было бы говорить о разных произведениях, подписанных именем Даниила. Одно произведение называется «Словом Даниила Заточника», другое – «Молением Даниила Заточника». Литературоведы по сей день спорят по поводу личности автора и характере его сочинения. Одни считают, что Заточник – литературный образ, другие – что личность взаправдашняя, историческая. Спорят и о социальном статусе Даниила. Кто-то считает, что он был дворянином, летописцем, дружинником, а кто-то, что был он князем. Вызывает споры и дата создания – в общем, сплошная загадка. Не единственная в мировой литературе (
потенциальный работодатель
потенциальный работодатель

В сегодняшнем опусе (продолжая цикл) хочу рассказать о довольно интересном и оригинальном произведении древнерусской литературы – «Слово Даниила Заточника, которое он написал своему князю, Ярославу Владимировичу».

Тем, кто хотел бы прочесть "Сказание о Борисе и Глебе" - сюда

Произведение это до наших времен дошло в нескольких редакциях, существенно отличающихся друг от друга. Настолько отличающихся, что правильнее было бы говорить о разных произведениях, подписанных именем Даниила. Одно произведение называется «Словом Даниила Заточника», другое – «Молением Даниила Заточника».

Литературоведы по сей день спорят по поводу личности автора и характере его сочинения. Одни считают, что Заточник – литературный образ, другие – что личность взаправдашняя, историческая. Спорят и о социальном статусе Даниила. Кто-то считает, что он был дворянином, летописцем, дружинником, а кто-то, что был он князем.

Вызывает споры и дата создания – в общем, сплошная загадка. Не единственная в мировой литературе (тот же Шекспир).

Текст этот ныне воспринимается с легкой долей иронии. Потому что автор дерзок, смел, прямолинеен. По всей вероятности, у него действительно, было какое-то не «черновое» происхождение. Как мне воображается, автор за что-то «получил полную горсть звезд» и был отправлен восвояси. Познал лишения, нищету и в «Слове» своем, которое по факту – письмо к князю, просит Владимира вернуть ему статус, должность. При этом, Даниил смело перечисляет свои достоинства – ум, мудрость, дар художественного слова, молодость.

Не слабо так, князю написать: мол, я и умный, и мудрый, и вообще – семи пядей во лбу, возьми меня своим советником, что тебе стоит?! Это все равно, что сегодня В.В.П. написать, мол, Владимир Владимирович, я буду вам классным советником… («Малыш, я же лучше Псаки» цит. из мультфильма «Малыш и Карлсон»).

Причем, временами Даниил пишет хлестко так: ты, князь, когда есть свою вкусную еду будешь, вспомни обо мне, голодном. И когда пить вкусные напитки будешь, вспомни меня, голой водой давящегося, и когда спать на мягкие перины ляжешь, собольими мехами укрывшись, вспомни меня – холодного, голодного, нищего, под дождем лежащего. Это типа: «чтобы тебе, кусок хлеба поперек горла встал, если не возьмешь меня на работу». Во, как надо на hh резюме писать!

Ну и контрольный: чтобы работодатель совсем «клюнул» и в работе не отказал, пообещал ему повышение.

Высокий престол.

Князю!

Текст написан в эпистолярном жанре, псалтырным стихом. Автор использует афоризмы, образность, фразеологию, при этом, создавая очень личное, глубокое и органическое словесное полотно.

О смысле произведения уже написала – возьми меня князь, на работу. Что написано в стихах, написала. Что много сравнений и образности тоже сказала. По сути, у данного произведения нет сюжета, нет истории или сказания: кто-то куда пошел, зарубил дракона и съел.

А что есть?

Есть письмо. Личное. Письмо человека, знающего себе цену. По всей вероятности, знакомого князя:

«Но видих, господине, твое добросердие к собѣ

И притекох къ обычней твоей любви».

То есть:

«Видел я, господин, твою благосклонность
И прибегаю к дружеской твоей любви».

В данном письме-исповеди, автор рассказывает о невзгоде, нищете, как уже было сказано. Пишет о предательстве друзей, которые в счастье – ели с ним из одного блюда, а в несчастье, ведут себя хуже врагов. Рассуждает о богатство и нищете, отношении и восприятии людей (что мол, когда ты богат, все тебе в ножки кланяются, а когда беден, гонят прочь). Среди прочего, периодически, выдает мудрые изречения и фразы.

Ну и «вишенка на торте»: рассуждает о женском вопросе. Объясняя князю почему не может жениться на богатой и злой. Цитата: «Добрая жена — украшение мужу своему и беспечалие, а злая жена — горе лютое, разорение дому. Червь дерево точит, а злая жена дом мужа своего истощает. Лучше в утлой ладье плавать, нежели злой жене тайну поведать: утлая ладья одежду намочит, а злая жена всю жизнь своего мужа погубит. Лучше камень долбить, чем злую жену учить. Железо переплавишь, а злой жены не научишь, ибо злая жена ни учения не слушает, ни священника не чтит, ни Бога не боится, ни людей не стыдится, но всех укоряет и всех осуждает»

Много там еще всякого такого, отражающее патриархальный, архаичный настрой. Читать – зело забавно. Хотя бы потому, что можно понаблюдать за трансформацией человеческих взаимоотношений.

Заканчивается письмо прошением обратить на просьбу внимание.

Оригинальный, интересный и даже веселый текст. Памятник древнерусской литературы…