Одной из самых известных вышивальщиц далекого прошлого была русская царевна дочь царя Бориса Годунова – Ксения, которая отличалась не только умом и красотой, но у получила хорошее по тому времени образование.
Ксения Годунова была одаренной художницей – вышивальщицей. В круг старинного воспитание девочек на Руси обязательно входили рукодельные искусства, в том числе и вышивание. Девушки знатных семей бояр, и даже царицы – золотыми, серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями вышивали по бархату и плотному шелку сюжетные картины.
Вот уже почти 400 лет в Троице-Сергиевской Лавре хранятся 2 работы талантливый царевны – вышивальщицы.
Первая работа Ксении - покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором Ксения вышила рублевскую «Троицу». Вторая работа - покрывало из бархата, вышитое для церковного престола. Эти два чудом сохранившиеся произведения рукодельного искусства, напоминают нам о ней и ее печальной судьбе. О том, сколько еще могла бы подарить прекрасных изделий современникам и потомкам, если бы не обрушились на ее род неисчислимые несчастья смутного времени.
История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веках. Об этом говорят находки археологов. К таким относится фрагменты одежды, украшенные узорами, вышитыми золотыми нитями.
Так, при раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящиеся еще к 4-3 векам до нашей эры. Также вышитые одежды шерстяными и металлическими нитями, были найдены во время раскопок скифских курганов. Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн Фадлан (10 век) в своем рассказе о русских отмечал, что они носили вышитую одежду, которая датируется 1601 - 1602 годом начала 17 века.
Но первая вышивка на ткани зафиксирована в Древнем Китае в 6-5 веках до нашей эры. Среди первых тканей использованных для вышивки в те далекие времена, известны шерстяные ткани на которых встречается вышитый орнамент. Такая вышивка была крайне дорогой и ткань вышивалось женщина не один год. Китайские женщины вышивали на шелке всевозможных птиц и растительный орнамент.
Первые вышивки были найдены археологами и в Древней Индии. Они выполнены как правило, на белой льняной ткани, часто лен окрашивали в другие цвета, так как индийцы любили яркие цвета в одежде.
В Древнем Египте вышивка была не только на оберегом, защищавшим от злых духов, но и указывала на социальное положение в обществе. Для фараонов и членов их семей выполнялось вышивка золотом. Богатые жители египтяне могли позволить себе цветную вышивку, а вот у низших слоев вышивать было не принято.
В Византии вышивку выполняли на ткани в виде сложных рисунков или геометрических фигур. Но особенно выделялась вышивка, изображавшая узоры растительного мира.
В эпоху Киевской Руси искусство художественный вышивки было хорошо развито и высоко ценилось. Сестра Великого Киевского князя Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна организовала в древнем Киеве в Андреевском монастыре школу, где молодые девушки обучались вышивать золотыми и серебряными нитями.
Это была первая в Европе при монастыре школа для девочек, где обучали ремеслам и швейному делу (1086 год, т.е 10 век). В последствии монастырь был разрушен Батыем.
В 9-10 веках вышивка часто имела магическое значение, она служила скорее не украшением, а оберегом, защищавшим человека от враждебных сил. На Руси люди верили что в каждой вещице, камне, растении, природном явлении заключена мощная энергетика. У славян была целая система знаков и символов, которые использовали для защиты от темных сил, привлечения удачи, укрепления здоровья. Люди в старину были убеждены, что особенно тщательно нужно защищать все отверстия, которые есть в одежде.
Поэтому женщины покрывали вышивкой ворот платья и мужской рубахи, рукава, подол, головные уборы. Самым важным считали ворот одежды, потому что на момент смерти душа покидает тело человека через ворот.
Считалось что вышивка, сделанная за 1 день, обладает самым сильным оберегающим свойством.
В Ипатьевской летописи (13 век) рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.
Итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, который в 1412 и 1421 годах находился на территории Руси, вспоминал что рукавицы и шапки русичей были украшенные вышивкой.
Традиция национального искусства постоянно развивалась, в 14-17 веках вышивку еще больше использовали для украшения костюмов. Серебряными и золотыми нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами, вышивали одежду церковных служителей, одежду из шелка и бархата царей и бояр.
Цветным шелком и золотыми нитями украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкого льна, платки.
Османский путешественник и писатель Павел Алеппский который в 1654 и 1656 годах ехал в Москву и обратно, описывал что у дочерей уманских мещан и киевских вельмож, головные уборы расшиты золотой нитью.
Часто вышивали сюжеты из священного писания. Отдельные эпизоды распологались в хронологическом порядке. В России в 16 веке подобную вышивку назвали «букварь для неграмотных». Средневековые люди понимали и умели читать христианские символы.
Изобразительной вышивкой (лицевым шитьем) называют все виды сюжетной вышивки на Руси с 10 века.
Рукоделием занимались в светлицах - светлых помещениях. Профессия вышивальщицы было почетный в Москве. Наиболее известными были светлицы княгини Старицкой, боярынь Годуновых, Милославских, князей Одоевских, именитых людей Строгановых.
С 16 века старейшим древнерусским центром художественной вышивки была мастерская Московского Кремля. Царица сама вышивала шелком, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Мастерицы были женами и дочерьми из знатных семей.
В среднем мастерицы работали по 25 лет, хотя были такие, кто работал по 50 лет.
Русская вышивка средневековья 12-16 веков была элитарной, так как ткани и нити для вышивки были очень дорогими. Поэтому вышивкой занимались в княжеских дворцах, домах бояр и торговых людей и конечно же в женских монастырях. Особенно ценились женские головные уборы, богато украшенные золотой вышивкой. Они бережно хранились и передавались по наследству. По головному убору можно было определить возраст женщины, семейное и социальное положение и даже регион ее проживания.
Женские головные уборы закрывали голову полностью а девичьи оставляли теменную часть головы открытой. Кокошник был праздничным головным убором, повойник относился как к праздничном так и повседневным головным уборам. Кичка-сорока была исключительно крестьянским головным убором.
С 18 века вышивка стала доступна и в деревнях и селах. Девочки, начиная с 7 лет готовили себе приданное и к 13-15 годам у них уже были вышиты скатерти, полотенца, подзоры (края простыней), постельное белье, занавески. В приданое должно было входить не менее 40 полотенец.
Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, подруги невесты устраивали выставку, а затем на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха. Девушке без приданого замуж было выйти не суждено.
Жениху было принято облачаться в сшитую невестой рубашку и идти с ней под венец. Когда же у молодых рождался первенец, его заворачивали именно в эту рубашку - она служила оберегом. Ее не стирали, не гладили, не выкидывали, к рубашке прилагался расшитый руками невесты пояс, защищавший от нечисти.
Отличительной чертой русской народной вышивки в 10-13 веках стала вышивка жемчугом. При этом использовали жемчуг не привозной, а речной, который в большом количестве находили в реках русского Севера. Более 150 рек поставляли жемчуг - от Волги до Онежского озера.
Вышивка крестом является самой распространенной технологией вышивки, во всем мире, и конечно же самый древней.
Интересно, что в средние века в Европе вышивали иллюстрации и обложки для старинных книг.
Любили в России вышивать не только девушки, но и мужчины. В «Мертвых душах» Чичиков и Собакевич обсуждают персону губернатора, который любил вышивать бисером. Любил вышивать на пяльцах и сам Николай Гоголь, правда свое увлечение он скрывал.
И последнее - существовала вышивка человеческим волосом. На Руси волосы никогда не выбрасывали, их собирали и хранили, делали из них обереги. Вышивка волосом была распространена в конце 17 начале 18 веков.