Найти в Дзене
Живи и смотри.

Души и рук творение (история вышивки)

Одной из самых известных вышивальщиц далекого прошлого была русская царевна дочь царя Бориса Годунова – Ксения, которая отличалась не только умом и красотой, но у получила хорошее по тому времени образование. Ксения Годунова была одаренной художницей – вышивальщицей. В круг старинного воспитание девочек на Руси обязательно входили рукодельные искусства, в том числе и вышивание. Девушки знатных семей бояр, и даже царицы – золотыми, серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями вышивали по бархату и плотному шелку сюжетные картины. Вот уже почти 400 лет в Троице-Сергиевской Лавре хранятся 2 работы талантливый царевны – вышивальщицы. Первая работа Ксении - покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором Ксения вышила рублевскую «Троицу». Вторая работа - покрывало из бархата, вышитое для церковного престола. Эти два чудом сохранившиеся произведения рукодельного искусства, напоминают нам о ней и ее печальной судьбе. О том, сколько еще могла бы п

Одной из самых известных вышивальщиц далекого прошлого была русская царевна дочь царя Бориса Годунова – Ксения, которая отличалась не только умом и красотой, но у получила хорошее по тому времени образование.

Ксения Годунова была одаренной художницей – вышивальщицей. В круг старинного воспитание девочек на Руси обязательно входили рукодельные искусства, в том числе и вышивание. Девушки знатных семей бояр, и даже царицы – золотыми, серебряными нитями, разноцветными шелками, жемчугом и драгоценными камнями вышивали по бархату и плотному шелку сюжетные картины.

Вот уже почти 400 лет в Троице-Сергиевской Лавре хранятся 2 работы талантливый царевны – вышивальщицы.

Первая работа Ксении - покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором Ксения вышила рублевскую «Троицу». Вторая работа - покрывало из бархата, вышитое для церковного престола. Эти два чудом сохранившиеся произведения рукодельного искусства, напоминают нам о ней и ее печальной судьбе. О том, сколько еще могла бы подарить прекрасных изделий современникам и потомкам, если бы не обрушились на ее род неисчислимые несчастья смутного времени.

История русской вышивки берет свое начало в 9-10 веках. Об этом говорят находки археологов. К таким относится фрагменты одежды, украшенные узорами, вышитыми золотыми нитями.

Так, при раскопках алтайских курганов были найдены хорошо сохранившиеся вышитые изделия, относящиеся еще к 4-3 векам до нашей эры. Также вышитые одежды шерстяными и металлическими нитями, были найдены во время раскопок скифских курганов. Еще один исторический факт - арабский путешественник Ибн Фадлан (10 век) в своем рассказе о русских отмечал, что они носили вышитую одежду, которая датируется 1601 - 1602 годом начала 17 века.

Но первая вышивка на ткани зафиксирована в Древнем Китае в 6-5 веках до нашей эры. Среди первых тканей использованных для вышивки в те далекие времена, известны шерстяные ткани на которых встречается вышитый орнамент. Такая вышивка была крайне дорогой и ткань вышивалось женщина не один год. Китайские женщины вышивали на шелке всевозможных птиц и растительный орнамент.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

Первые вышивки были найдены археологами и в Древней Индии. Они выполнены как правило, на белой льняной ткани, часто лен окрашивали в другие цвета, так как индийцы любили яркие цвета в одежде.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

В Древнем Египте вышивка была не только на оберегом, защищавшим от злых духов, но и указывала на социальное положение в обществе. Для фараонов и членов их семей выполнялось вышивка золотом. Богатые жители египтяне могли позволить себе цветную вышивку, а вот у низших слоев вышивать было не принято.

В Византии вышивку выполняли на ткани в виде сложных рисунков или геометрических фигур. Но особенно выделялась вышивка, изображавшая узоры растительного мира.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

В эпоху Киевской Руси искусство художественный вышивки было хорошо развито и высоко ценилось. Сестра Великого Киевского князя Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна организовала в древнем Киеве в Андреевском монастыре школу, где молодые девушки обучались вышивать золотыми и серебряными нитями.

Это была первая в Европе при монастыре школа для девочек, где обучали ремеслам и швейному делу (1086 год, т.е 10 век). В последствии монастырь был разрушен Батыем.

В 9-10 веках вышивка часто имела магическое значение, она служила скорее не украшением, а оберегом, защищавшим человека от враждебных сил. На Руси люди верили что в каждой вещице, камне, растении, природном явлении заключена мощная энергетика. У славян была целая система знаков и символов, которые использовали для защиты от темных сил, привлечения удачи, укрепления здоровья. Люди в старину были убеждены, что особенно тщательно нужно защищать все отверстия, которые есть в одежде.

Поэтому женщины покрывали вышивкой ворот платья и мужской рубахи, рукава, подол, головные уборы. Самым важным считали ворот одежды, потому что на момент смерти душа покидает тело человека через ворот.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

Считалось что вышивка, сделанная за 1 день, обладает самым сильным оберегающим свойством.

В Ипатьевской летописи (13 век) рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками.

Итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, который в 1412 и 1421 годах находился на территории Руси, вспоминал что рукавицы и шапки русичей были украшенные вышивкой.

Традиция национального искусства постоянно развивалась, в 14-17 веках вышивку еще больше использовали для украшения костюмов. Серебряными и золотыми нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами, вышивали одежду церковных служителей, одежду из шелка и бархата царей и бояр.

Цветным шелком и золотыми нитями украшали свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкого льна, платки.

Османский путешественник и писатель Павел Алеппский который в 1654 и 1656 годах ехал в Москву и обратно, описывал что у дочерей уманских мещан и киевских вельмож, головные уборы расшиты золотой нитью.

Часто вышивали сюжеты из священного писания. Отдельные эпизоды распологались в хронологическом порядке. В России в 16 веке подобную вышивку назвали «букварь для неграмотных». Средневековые люди понимали и умели читать христианские символы.

Изобразительной вышивкой (лицевым шитьем) называют все виды сюжетной вышивки на Руси с 10 века.

Рукоделием занимались в светлицах - светлых помещениях. Профессия вышивальщицы было почетный в Москве. Наиболее известными были светлицы княгини Старицкой, боярынь Годуновых, Милославских, князей Одоевских, именитых людей Строгановых.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

С 16 века старейшим древнерусским центром художественной вышивки была мастерская Московского Кремля. Царица сама вышивала шелком, жемчугом, золотыми и серебряными нитями. Мастерицы были женами и дочерьми из знатных семей.

В среднем мастерицы работали по 25 лет, хотя были такие, кто работал по 50 лет.

Русская вышивка средневековья 12-16 веков была элитарной, так как ткани и нити для вышивки были очень дорогими. Поэтому вышивкой занимались в княжеских дворцах, домах бояр и торговых людей и конечно же в женских монастырях. Особенно ценились женские головные уборы, богато украшенные золотой вышивкой. Они бережно хранились и передавались по наследству. По головному убору можно было определить возраст женщины, семейное и социальное положение и даже регион ее проживания.

Женские головные уборы закрывали голову полностью а девичьи оставляли теменную часть головы открытой. Кокошник был праздничным головным убором, повойник относился как к праздничном так и повседневным головным уборам. Кичка-сорока была исключительно крестьянским головным убором.

С 18 века вышивка стала доступна и в деревнях и селах. Девочки, начиная с 7 лет готовили себе приданное и к 13-15 годам у них уже были вышиты скатерти, полотенца, подзоры (края простыней), постельное белье, занавески. В приданое должно было входить не менее 40 полотенец.

Незадолго до свадьбы, чтобы оценить уровень мастерства девушки, подруги невесты устраивали выставку, а затем на свадьбе все то, что девушка вышила своими руками, она дарила родственникам жениха. Девушке без приданого замуж было выйти не суждено.

Жениху было принято облачаться в сшитую невестой рубашку и идти с ней под венец. Когда же у молодых рождался первенец, его заворачивали именно в эту рубашку - она служила оберегом. Ее не стирали, не гладили, не выкидывали, к рубашке прилагался расшитый руками невесты пояс, защищавший от нечисти.

Отличительной чертой русской народной вышивки в 10-13 веках стала вышивка жемчугом. При этом использовали жемчуг не привозной, а речной, который в большом количестве находили в реках русского Севера. Более 150 рек поставляли жемчуг - от Волги до Онежского озера.

Вышивка крестом является самой распространенной технологией вышивки, во всем мире, и конечно же самый древней.

Интересно, что в средние века в Европе вышивали иллюстрации и обложки для старинных книг.

взято из открытых источников
взято из открытых источников

Любили в России вышивать не только девушки, но и мужчины. В «Мертвых душах» Чичиков и Собакевич обсуждают персону губернатора, который любил вышивать бисером. Любил вышивать на пяльцах и сам Николай Гоголь, правда свое увлечение он скрывал.

И последнее - существовала вышивка человеческим волосом. На Руси волосы никогда не выбрасывали, их собирали и хранили, делали из них обереги. Вышивка волосом была распространена в конце 17 начале 18 веков.