Яркий, запоминающийся, необычный номер певицы все еще обсуждается. А что если копнуть глубже? Оказывается, в мультимедийных декорациях выступления, представленного на Евровидении, были показаны 7 известных картин.
В Нидерландах (Роттердам) 23 мая прошел финал Евровидения-2021 г. Россию на конкурсе представляла Манижа, она заняла 9 место с песней "Русская женщина". В красочном и сочном номере отчётливо проглядывались элементы русского авангарда. Эксперты из культуры рф разглядели в выступлении певицы семь картин. Ниже расскажу, что это за полотна.
«Хоровод» Натальи Гончаровой
Картина относится к переходному периоду в творчестве художницы, которая начала постепенно отходить от канонов примитивизма — популярного направления русского авангарда. В этот период Гончарова стала обращаться к мотивам народного искусства.
В 1910-х годах возникло художественное течение «всёчества». Его идеологом был муж Натальи — основоположник русского авангарда Михаил Ларионов. Манифест последователей всёчества:
«Все стили мы признаём годными для выражения нашего творчества, прежде и сейчас существующие».
Многие последователи движения часто обращались к традициям и искусству прошлых веков, делала это и Гончарова.
«Портрет Гончаровой» Михаила Ларионова
Художник познакомился с будущей женой в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Этот портрет он нарисовал после премьер двух постановок, которые Гончарова оформляла для Русских сезонов Сергея Дягилева. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее. В картине намиксованы темпера, опилки и фрагменты афиш тех самых спектаклей.
«Весна. Белые испанки» Натальи Гончаровой
Это полотно относится к испанскому периоду творчества художницы. Вместе с супругом она приехала в Испанию в 1916 году. Таких испанок в белых одеждах Гончарова нарисовала много и в разных стилях. Марина Цветаева отзывалась об этих картинах так:
«На первом месте Испанки. Их много… Лучший отзыв о них недоуменный возглас одного газетного рецензента: «Mais ce ne sont pas des femmes, ce sont des cathédrales!» («Да это же не женщины, это — соборы!»). Всё от собора: и створчатость, и вертикальность, и каменность, и кружевность. Гончаровские испанки — именно соборы под кружевом, во всей прямости под ним и отдельности от него. Первое чувство: не согнешь. Кружевные цитадели».
«Автопортрет с желтыми лилиями», и снова Наталья Гончарова
Художница нарисовала его на стене своей мастерской. Работа входит в цикл ее импрессионистических картин, ни у одной из которых не было рамы. Он написан широкими и бурными мазками, стремящимися выйти за пределы холста и отсылающими к творчеству Ван Гога. Сейчас картина храниться в Третьяковке. Как отмечаю специалисты галереи:
"цветы уподобляются полыхающему факелу", а "букет в грубой руке героини служит метафорой ее могучего творческого темперамента".
"Фигура с кинжалом" Александры Экстер
Яркая представительница русского и украинского авангарда, одна из основоположников стиля ар-деко, в 1921 г. оформила постановку "Ромео и Джульетта" для Московского камерного театра. Она создала необычные многоуровневые конструкции вместо привычных плоских задников. Костюмы художница превратила в настоящие художественные композиции в духе кубизма. Она также предлагала расписать лица актеров, что в сущности искусствоведы называют одним из первых прототипов боди-арта.
«Прачки» Натальи Гончаровой
Художница часто обращается к сценам из жизни самых простых людей, в частности традиционно женским занятиям: готовке, стирке, жатве. Эта ее работа относится к неопримитивистскому периоду творчества. Как отмечают исследователи творчества Гончаровой, на нее влияла эстетика «таитянских» работ Гогена. Эти «вневременные сцены воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал», - говорят специалисты Русского музея.
«Продавщица апельсинов» Натальи Гончаровой
Считается, что это полотно художница написала вскоре после поездки в Испанию. Сама Гончарова вспоминает свое путешествие так:
«Испанию я очень люблю. Мне кажется, что из всех стран, где я бывала, это единственная, где есть какие-то скрытые силы. Этим она очень близка России».
Эта работа соткана из ярких цветов и декоративных элементов испанского народного искусства, а также характерных элементов кубизма. В ней заметна манера Гончаровой мастерски работать с матовой и глянцевой текстурами.
На мой взгляд, интересная подборка и сам ракурс, под которым рассматривается выступление Манижи. А вы как считаете? Обратили внимание на видеоряд во время выступления?