Персонажи кино и сериалов живут по особым законам пространства и времени. Чтобы показать зрителю сцену из детства героя, режиссеру всего лишь нужно найти похожего ребенка. Но что делать, если взрослого или пожилого персонажа нужно перенести во времена его молодости?
Кто делает спецэффекты
Пока цифровые технологии не были достаточно развиты, все невероятные перевоплощения создавали мастера грима. Сценический грим тоже относится к специальным эффектам. Кроме того, зернистость пленки также помогала визажистам скрывать несовершенства.
Омолодить героя всегда сложнее, чем состарить, ведь в этом случае не отделаешься нарисованными морщинами и седым париком. На фотопримере выше Рэйчел из сериала «Друзья» перенесли во времена старшей школы. Гримеру в этом помогли старомодные прическа и одежда, а также деталь, акцентирующая на себе внимание, — большой нос. Но этот сериал не претендовал на «Оскар» за лучшие спецэффекты.
Теперь качество киноаппаратуры стало лучше, и мы можем смотреть видео в таком высоком разрешении, что видно каждую пору на лице. Девушки наверняка знают, что даже толстый слой обычного тонального крема выглядит как маска. А обильный грим тем более будет заметен на актере. К счастью, цифровые технологии развиваются так же стремительно. Работу мастеров по спецэффектам даже начинают называть цифровым макияжем.
Огромный труд — разный результат
Эталоном цифрового омоложения сейчас считается эпизод с Куртом Расселом из фильма «Стражи Галактики. Часть 2». Герой Рассела активно двигается, разговаривает и передает эмоции. Достичь такого эффекта удалось с помощью грима и особых компьютерных технологий (их называют CGI). На руку мастерам сыграло и то, что Курт Рассел изящно стареет и форма его лица сильно не изменилась.
Сначала в нужных сценах снялся загримированный Курт Рассел, а затем его жесты и мимику повторил молодой актер с похожими чертами лица — Аарон Шварц. Его молодую кожу «перенесли» на Рассела. Весь процесс, по словам создателей, занял много месяцев.
Омоложение героя Рассела, как и другие спецэффекты многих популярных фильмов, выполнено студией Lola VFX. Еще один шедевр цифрового искусства — перенесение во времени Майкла Дугласа в фильме 2015 года «Человек-муравей». 70-летнего актера нужно было сделать моложе на 25 лет. Мастера не могли схалтурить, ведь миллионы зрителей помнят, как актер выглядел в молодости.
Работа художника похожа на работу пластического хирурга. С возрастом кожа человека провисает, особенно это заметно в области век, щек и губ. Также увеличиваются уши, поскольку они растут на протяжении всей жизни. Мастера поработали над кожей Дугласа и добавили ей упругости и «свечения молодости».
Молодой персонаж Дугласа получился очень правдоподобным. Однако, когда он начинает говорить, нижняя часть лица все равно выглядит немного неестественно.
Искусственность спецэффектов порой действительно очень заметна, особенно в тот момент, когда оцифрованный персонаж начинает разговаривать. Поэтому флешбэки в фильмах часто короткие и герой не особо много говорит. Например, в фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории» цифровая принцесса Лея произносит всего одно слово, но ее лицо все же многим показалось ненастоящим.
Мастера спецэффектов показали невероятный результат еще в 2008 году, когда весь мир покорил фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона». Главный герой, которого играет Брэд Питт, по сюжету родился стариком и молодеет на протяжении жизни. Многие ошибочно полагают, что Питт играет в гриме. «Старый» Баттон создан невероятными усилиями нескольких людей.
Сначала пришлось оцифровать выражения лица Питта, затем скульптор создал 3 модели головы героя разных возрастов — и их тоже перевели в цифровой формат. Затем специалисты по спецэффектам переносили мимику Питта на эти цифровые модели. А тело «старого» Баттона играли двое актеров подходящей комплекции.
Качественные спецэффекты создаются очень долго. Например, чтобы омолодить двух героев на этих коротких отрывках, талантливому цифровому художнику понадобилось около 3 недель.
Студия Lola VFX омолодила и капитана Джека Воробья, хотя некоторые фанаты тоже замечают неестественность мимики.
По словам специалистов, создание цифровой копии человека — самая сложная задача в отрасли спецэффектов на сегодня. Особенно, если все создается с нуля, как молодая версия Уилла Смита. Сам актер признался, что в 23 года не смог бы сыграть сразу две роли, но теперь у него достаточно опыта.
Режиссер картины Энг Ли отметил, что "Гемини" возможен лишь благодаря технологиям, которые получили достаточное развитие. Без них съемки фильма не начались бы.
Но цифровые копии героев нравятся не всем. Некоторые критики считают, что зрителя все равно напрягает неестественность. Гораздо лучше снимать в подобных сценах молодых актеров с похожими чертами лица. Ведь для омоложения героев Деппа и Рассела все равно понадобились настоящие актеры-дублеры — Энтони Де Ла Торре и Аарон Шварц.
Новый фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» рассказывает историю водителя-дальнобойщика Фрэнка Ширана, который ввязывается в бизнес с Расселом Буфалино и его мафиозной семьей.
Визуальные эффекты в фильме «Ирландец» (2019) У фильма нелинейное повествование. Все актеры, реальный возраст которых 76 и 79 лет, появлялись на экране в разные годы. Главный герой в исполнении Роберта Де Ниро появляется в 24, 36, 41, 42, 47, 55 и потом в 76 лет. 209-минутный биографический фильм содержит 1750 шотов с эффектами. VFX-супервайзером картины был Пабло Хелман, а основным вендором — легендарная студия ILM. Режиссер хотел, чтобы омоложенные герои были не столько «помолодевшими» актерами, сколько персонажами. Так, молодой Рассел Буфалино не обязательно становился молодым Джо Пеши. Это облегчало задачу VFX-художникам — им не нужно было пристально следить за сходством Буфалино и Джо Пеши в том же возрасте. А с другой — усложняло ее зрителю, который не был знаком с такими установками и пытался увидеть в молодых героях полюбившихся артистов, внешность которых хорошо знал. Визуальные эффекты в фильме «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix Второй задачей было ни в чем не ограничивать актеров: шлем с камерой, которым пользуются для омоложения актеров, сильно отвлекал бы ветеранов. Ведь они никогда не работали с этой технологией. Благодаря инновационному подходу ILM актеры играли как обычно, а уже потом команда ILM «разбирала» мимику и переносила ее на новые образы.
Новая операторская система Flux
Зритель в любом случае понимает, что он смотрит кино и что актер помолодел не по-настоящему. А спецэффекты — это тоже не совсем тот актер, а его цифровой двойник. Реальный же молодой человек хотя бы будет выглядеть не так искусственно.
Первая главная инновация проекта — операторская установка. Чтобы построить движущуюся модель актеров, команда соорудила «трехглавого дракона»: обычная операторская камера стояла в центре, а по бокам расположились две дополнительные инфракрасные камеры. У актеров на лицах не было маркеров, поэтому информацию о работе мимики пришлось извлекать из текстур и освещения их лиц. На съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix На этапе препродакшна были проведены тесты по извлечению информации о работе мимики без вмешательства в работу актеров. «Мы пришли к трехкамерному ригу, — говорит Пабло. — Но если мы будем опираться на освещение и текстуры, то изменение освещения ключевого света и теней будет очень важно». Это породило другую проблему — как регулярно освещать лица, не влияя на то освещение, которое выставляет оператор-постановщик? Так пришли к решению сделать камеры инфракрасными. На съемках фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix Чтобы осветить лица актеров достаточно ровно во время всей съемки, камеры снабжены инфракрасными осветительными кольцами вокруг объективов. Такой подход был найден во время препродакшна в 2015 году. Еще тогда Де Ниро, который был не только актером, но и продюсером проекта, сразу сказал, что он не будет играть в маркерах с камерой. Режиссер согласился, предложив ILM решить эту задачу. На тесте Де Ниро отыграл для них сцену в розовом кадиллаке из «Славных парней». После чего ILM омолодили актера, чтобы он походил на себя из 1990 года, и сравнили его цифровую игру с оригинальной. Изначально камеры были обычные RGB. И этот 10-секундный тест так впечатлил режиссера, что ILM занялись вопросом, как превратить эту тяжелую и неповоротливую установку с камерами в нечто более подъемное. Визуальные эффекты в фильме «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix Многие сцены в фильме были импровизациями и их не было в сценарии вообще. И это не позволило ILM использовать дублеров для тел, чтобы заменить старые тела молодыми. Это значило, что и тела придется «омолаживать» с помощью цифры. Кроме того, много работы потребовали руки. Инфракрасные камеры обеспечивали лицам ровное освещение, но у них другая глубина резкости. Из-за этого пришлось удвоить операторскую группу. Кроме того, инфракрасные камеры реагируют на лампы накаливания, поскольку они горячие. Но оператор не мог всегда освещать декорацию только светодиодами, поэтому решили использовать фильтры. Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix «Инфракрасные камеры повлияли на работу арт-отдела, — говорит Пабло Хелман. — Потому что у нас на экране много автомобилей из 1950-х, 1960-х и 1970-х годов. Нам нужно было убрать с машин все стекла, так как в старых авто они содержали свинец, который не пропускает инфракрасные волны. Если бы мы не удалили их, то видели бы вместо лиц черное пятно на месте стекла. Та же проблема появлялась, когда персонаж курил. Лицо закрывал теплый дым от сигареты. Поэтому в фильме весь дым цифровой и добавлен на этапе постпродакшна». Риг с камерой весил 29 кг и был 76 см в ширину. Это самое широкое устройство, которое может пройти в стандартную дверь. Фильм снимали с помощью технокрана, операторской тележки и штатива с подвижной стрелой. Для стедикама этот риг был слишком тяжел. «В фильме только три шота, снятых с помощью стедикама, — говорит Хелман. — Но для этого одну из инфракрасных камер пришлось убрать. Дополнительно с другого ракурса шоты снимали еще одним полным ригом из трех камер. Это позволило получить нужную информацию о движении лиц». Обычно Скорсезе снимает диалог двумя перекрестными камерами, так что у команды было две идентичные полные установки.
А как вы считаете, для съемок сцен из молодости героев лучше находить похожих актеров или совершенствовать цифровые технологии?