Срединной для воспитателя в иррациональной, понимающей педагогике является его способность действовать в отношении воспитанника не на объяснительной, а на понимающей основе.
Действовать на объяснительной основе, в нашем прочтении, означает предлагать личности в качества образца те или иные социально значимые ориентиры (объяснять некое как обладающее достоинством цели). Действовать на объяснительной основе означает полагать, что в человеке все и вся можно объяснить, предвидеть и сформировать. Действовать на объяснительной основе означает вмешиваться и вмешиваться в духовное бытие воспитанника (нововременной подход к постижению предмета исследования). Вмешиваться и вытеснять органичное (вселенское) для психики человека.
Действовать на понимающей основе означает удерживать в воспитании образ своего ученика (воспитанника; в его зримых константных проявлениях) и его (ученика) глазами оценивать происходящее вокруг и в нем самом и на основе этого (как минимум, с учетом этого) принимать то или иное решение.
Действовать на понимающей основе означает не вмешиваться в духовное бытие человека, не вторгаться в его мышление, его отношеннические интенции, но бережно давать им простор и подкрепление (педагогическое).
Понимающая педагогика, конечно же, зиждется на интуиции учителя, способности его к эмпатии и другом, в основе своей иррациональном.
Метод: невмешательство, интуиция, откровение, провидение
Как воздействовать на то, что невнятно (на человеческую духовность)? Так, как это делается в традиционной школе? Через подвижение личности к определенной цели (через редуцирование духовности к чему-то бедному со стороны семантической), через поддержание в поведении человека принятых в социуме норм и пр.? Нет, нет и нет!
Социализация (в ее основании лежит конечное, определенное, рационализируемое в своей основе) теснит человеческое в человеке (вселенское в нем). Три реалии в решении этого вопроса видятся нам методологически значимыми.
Первая реалия. Невмешательство (как метод воздействия на человека). Открытие духовности человека (ее развитие и становление) возможно в условиях невмешательства со стороны социума, государства, педагога. «Я» человека необходимо предоставить возможность свободно встретиться с собою, принять себя, раскрыть (дать простор своим интенциям) и во всем этом обрести полноту своего бытия. Невмешательство со стороны практической есть оставление дитяти наедине с его вселенскими интенциями (искание волшебного, доброго, личного, соборного и другого, соотносящегося со вселенскими интуициями взрослого человека).
Невмешательство со стороны практической есть признание изначальности человеческого «я», его неизменности на протяжении всей жизни человека, его светлой изменчивости (обретения им своей полноты), признание и учет этого в воспитании.
Вторая реалия. Интуиция и откровение (как метод воздействия на человека). Обратиться к человеку (его сокровенному) можно лишь на интуитивно-откровеннической основе. Идея этого метода восходит к религиозным воззрениям народов нашей планеты. Применительно к светскому воспитанию отчетливо об этом некогда писал русский философ С.Л. Франк [44].
Природа бытия предоставляет возможность одному человеку открыться другому в своей непостижимости (феномен откровения) и в этом встретить непостижимое во втором. Педагог, открывая себя своему воспитаннику, встречается с его «я». Встречается, не постигая его, но удерживая его зримые, поддающиеся рационализации интенции.
Никакого другого метода воздействия на конкретного человека (конкретную духовность) в истории рода людей не было и быть не может. Все другое — не педагогика, а социализация и принуждение индивида к тем или иным формам поведения в социуме.
Третья реалия. Прови́дение как метод воздействия. В отдельных случаях в воспитании приходится «схватывать» (провидеть) духовность человека (его «я»). «Схватывать» означает удерживать его движение, его интенцию к некоему. Удерживать и, ища его блага, за него решать, к чему его направить. Решать за него на каком-то отдельном этапе его духовного бытия. Метод прови́дения подсказан многовековым религиозным опытом человечества. Старцы, аскеты, духовники, пророки и прочие удерживали в своем умозрении (умовидении) конкретную духовность и дерзали ее, непостижимую, подвинуть к нужному для нее же. Прови́дение предполагает грандиозность личности педагога, наличие у него способности к глубокой интуиции, открытию себя другому (откровению). Прови́дение предполагает решительность и великую ответственность педагога. Прови́дение, разумеется, опирается на безграничное доверие воспитуемого к воспитывающему.
(отрывок из книги А.А. и П.А. Гагаевых "Вселенское в человеке: открытие и поддержание". М.: А-проджект, 2018)
Авторы
Гагаев Андрей Александрович — д-р филос. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе десяти монографий и шести учебных пособий по проблемам теории познания, истории и теории культуры;
Гагаев Павел Александрович — д-р педагог. наук, профессор. Автор более 200 печатных работ, в том числе восьми монографий и трех учебных пособий по проблемам истории и философии отечественного образования, теории текста как культурно-исторического феномена. Почётный работник высшего образования РФ.
Публикации по теме
Сущность человека: человек "внешний" и "внутренний"
О предопределённости судьбы человека
О не исказивших лик свой созданиях
Контент создан издательством «А-проджект». Все права защищены. При использовании ссылка на первоисточник обязательна.
Книги издательства «А-проджект» в интернет-магазине Лабиринт
Сообщество издательства "А-проджект" ВКонтакте