Взаимодействие взрослого и ребенка с объектами материальной, идеальной, живой и неживой природы носит предметно-конкретный и абстрактно-обобщенный характер.
Конкретизация-опредмечивание и абстрагирование-обобщение выступают в их противоречивом когнитивно-аффективном единстве.
Нарушения способности к обобщению в детском возрасте являются предметом коррекционной педагогики и психологии.
♦
Абстра́кция (лат. abstractio «отвлечение»[1]) — теоретическое обобщение как результат абстрагирования. Абстраги́рование — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования — абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д. В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели — иерархию абстракций.
Наиболее развитой системой абстракций обладает математика.