Найти в Дзене
Клио - муза истории

"Домострой": принижение женщины, жестокость воспитания, самодурство...

"Домострой" - один из известнейших древнерусских памятников, возникший под воздействием средневековой литературы разных жанров и различного происхождения, к середине 16в. получил законченную форму. Представляет красочные картины средневекового быта во всех тонкостях и проявлениях общественного и семейного бытия... Домострой в момент своего сложения является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто "экономия" (таково точное значение кальки - слова "домострой"), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома - опять-таки одновременно и государства, и города, и имени, и семьи. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни - и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни. Автор Домостроя - богобоязненный человек и размышляет вполне в духе своего времени, т

"Домострой" - один из известнейших древнерусских памятников, возникший под воздействием средневековой литературы разных жанров и различного происхождения, к середине 16в. получил законченную форму. Представляет красочные картины средневекового быта во всех тонкостях и проявлениях общественного и семейного бытия...

Домострой в момент своего сложения является порождением самой демократической и социально свободной по тем временам территории Руси. Перед нами не просто "экономия" (таково точное значение кальки - слова "домострой"), она проникнута нравственными характеристиками в отношениях между людьми, которые составляют население Дома - опять-таки одновременно и государства, и города, и имени, и семьи. Христианская мораль в отточенных определениях отцов церкви накладывается на бытовые подробности жизни - и тем самым как бы ограничивает возможности человека, подчиняя их общепринятым нормам этой жизни.

Автор Домостроя - богобоязненный человек и размышляет вполне в духе своего времени, тем не менее в первой части своей книги он использует только те установки нравственной жизни, которые отражают поведение человека в нравственной среде. Не личные переживания, страсти, пороки, скорби интересуют автора, не индивидуальная характеристика каждого события, случающегося в человеческой жизни, даже если они и сопереживаются окружающими людьми, но только то, что явным образом направлено на служение другим членам общества - начиная с семьи. Такое служение активно - постоянно следует поучать друг друга словом и наставлять личным примером. Затушевано осуждение богатства и торгашества, неправедного суда и вообще "неправды".

Домострой - сборник текучего состава, многие его списки отличаются друг от друга, составляя несколько редакций и типов. Первая редакция составлена в Новгороде в конце 15-начале 16вв., вторая была значительно переработана выходцем из Новгорода, впоследствии влиятельным советником молодого Ивана Грозного, благовещенским протопопом Сильвестром.

Когда говорят о домостроевщине как о сути средневековой идеологии, прежде всего вспоминают принижение женщины в домашнем быту, жестокости воспитания и крепостническое самодурство (термин прошлого века), личную несвободу человека. Представленный в книге быт соответствует своему времени, а время было и жестоким - и, героическим.

В своем личном "государстве" домохозяин как носитель духовного чина, то есть порядка, просто обязан обеспечить дом экономически и устроить его обитателей нравственно. Право его обеспечено долгом: воспитание понимается не просто как питание, но и как общее руководство всем подвластным. при этом основным инструментом и решений и действия государя признается его личная совесть. Домострой был призван "выбивать автоматическую совесть" в тех, кто забывает свой общественный долг.

Женщина здесь поставлена на видном месте, ее деятельность обширна...Необходимого для восстановления нравственных сил развлечения, перемены занятия, перемены предмета для разговора нет и быть не может. По домостроевским порядкам женщина не должна была иметь ни одной свободной минуты, которая могла породить в ней желание неприличного удовольствия или, что еще хуже, желание развлекать себя хмелем. От женщины требовались чистота и послушание.

Что же касается воспитания детей - с помощью довольно суровых мер, то и в этом Домострой не оригинален: вся средневековая педагогика была построена на телесных наказаниях. Внебрачные дети вообще не находили никакой социальной защиты.

Домашнее воспитание, описанное в Домострое, так или иначе исполняло две первые воспитательные функции: развивало возрастно-половые и индивидуальные свойства ребенка, то есть вырабатывало темперамент и задатки, а затем устанавливало статус человека в обществе, наполняя его социальными "ролями" и ценностными ориентациями, то есть формировало характер, создавая личность как воплощение определенного социального типа.