Найти в Дзене
Мой дом

Плоды многовекторности президента Лукашенко

Текст: Александр Амельченков
Текст: Александр Амельченков

После известной историей с авиалайнером компании «Ryanair», усилиями Евросоюза Белоруссия оказалась втянута в конфликт с целым рядом стран Европы и мира. Это было ожидаемо. Независимо от того, была ли посадка самолета в Минске и арест Протасевича спланирована и реализована белорусским КГБ или все было так, как заявляют белорусские власти, т. е., случилось, что случилось. Было бы удивительно, если бы Запад среагировал иначе в любом случае.

Здесь вопрос в другом. Нынешняя ситуация есть ни что иное, как плоды многовекторной политики Александра Григорьевича Лукашенко. И действительно. Сейчас все было бы несколько иначе, если бы с самого начала один глаз белорусского президента не косил в сторону Евросоюза и США, а другой в сторону России, если бы не эти рассуждения о независимой политике, если бы, другими словами, не наивные или хитрые попытки поиграть на противоречиях сильных геополитических соперников.

В теории слабое государство имеет шанс выйти сухим из воды, лавируя между сильными конкурентами. В истории на практике это мало кому удавалось. Да и то лишь на короткое время.

У Лукашенко было два пути. Полностью отдаться Евросоюзу и США и потерять суверенитет Белоруссии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Пример – Украина. И при этом быть отстраненным от власти навсегда. Хорошо, если бы при таком варианте он избежал суда и тюрьмы.

Второй путь, казалось бы, напрашивался сам собой – союзное государство во главе с Россией. Амбиции Александра Григорьевича оказались сильнее здравого смысла.

Что получил Лукашенко? Попытку майдана, выросшую внесистемную оппозицию, санкции и фактическую политическую изоляцию страны. А так же неизбежные долгоиграющие последствия, которые привели к нынешней ситуации.

И – да! Россия, разумеется, опять поможет. Но вся предшествующая «многовекторная» политика Лукашенко теперь поставила под удар и Россию. Можно даже сказать – в первую очередь Россию. Если бы несколько лет тому назад белорусский президент сразу, но в процессе переговоров и согласований повел свою страну в одном направлении – к безоговорочному и прочному союзу с Россией, то не случилось бы того, что произошло в 2020 и происходит сейчас. Просто, никто бы в США и ЕС не посмел бы так вести себя с Белоруссией.

Сейчас проходит серия встреч между белорусскими и российскими политиками. Путин и Лукашенко в Сочи тоже встретятся для разговора о делах союзного государства.

Хватит ли ума и воли у Александра Григорьевича выбросить свою «многовекторность» куда-нибудь подальше и забыть о ней навсегда? Кажется, все говорит за то, что ему надо бы это сделать. Ведь если тебе Россия друг, то и о друге иногда нужно думать без корысти.