Поймали вещание из альтернативной реальности.
«Матч ТВ» уже почти шесть лет является главным спортивным каналом страны, а его всё анализируют так, как будто он появился вчера. Как и у всего на свете, у канала Тины Гивиевны есть сильные и слабые стороны, но почему-то мы разбираем только фактическую сторону вопроса. А каким бы мы хотели видеть «Матч»?
Сегодня мы фантазируем на тему идеального спортивного канала, которым «Матч» пока точно не стал. Представим, что медиаменеджеры из параллельной вселенной учли всё, что не учло реальное руководство, и будем собирать новый канал из красивых блоков, идеально подходящих друг к другу.
Наличие главных лицензий
Потеря прав на трансляцию АПЛ – больная тема для «Матча», но она гораздо более спорная, чем кажется на первый взгляд. Чуваки из Okko отвалили кучу денег, но из-за народной любви к пиратству получили явно не ту конверсию, которую ожидали. В итоге от смены владельца прав не выиграл никто. Но для «Матч ТВ» это в первую очередь потеря престижа.
Когда ты являешься главным спортивным каналом страны, то подразумевается, что там можно посмотреть главные события мирового спорта. А без самой популярной футбольной лиги «Матч» смотрится просто бледно. Главная проблема в том, что АПЛ гарантировал сразу много зрелищных событий, а без неё РПЛ и Примера справляются с созданием шоу далеко не каждую неделю.
У руководства «Матча» могло быть миллион причин, чтобы не воевать за продление АПЛ – правда, мы не услышали ни одной вменяемой. Но ради имиджа можно было и постараться – тем более, когда конкуренция не была такой уж большой. Когда ты знаешь, что сегодня играют «Арсенал» с «Ливерпулем», а по телику идёт матч «Оренбурга», это как-то грустно. О фанатах НБА и НХЛ лучше просто умолчим.
А если вам одновременно нравятся английский футбол, элитный хоккей и топовый баскет, то придётся обзавестись подписками на три разных онлайн-кинотеатра. Так не должно быть. Лучшие спортивные каналы всегда бьются за права на трансляцию, а у «Матча» из платиновых активов остались только ЛЧ, Примера и «Формула-1». Спасибо, что хоть это не убежало.
Производство новых форматов
Помню, как смеялись над Василием Уткиным, который, защищая свой НТВ+, приводил в пример свежих форматов банальное хайлайт-шоу «Goalактика». Но на современном «Матч ТВ» не появляется и такое. Хотя на старте всё было по-другому: руководство одобряло кучу экспериментальных проектов, в том числе передачу «Культ Тура» от Юрия Дудя и Жеки Савина.
Что случилось потом? Авторам объявили, что канал переходит в режим экономии, и продакшн «Матча» тупо перестал стараться. На целой системе каналов не появилось ни одного громкого шоу: только обзоры спортивных событий и студийные обсуждения со скучающими экспертами.
Идеальный «Матч ТВ» был бы каналом, где всё ещё не боятся экспериментов. Тем более, что для многих идей и не нужно жирное финансирование. Например, для банального ток-шоу в студии, где говорили бы не только о футболе. Таким был «Удар головой» на «России-2», до сих пор считающийся культовой передачей. А знаете, почему так считают? Потому что с тех пор аналогов не делали ни на одном канале. Сложно поверить, что за шесть лет это никому не пришло в голову.
Когда что-то начинает напоминать вменяемую идею, о ней больше не вспоминают. Если сейчас открыть ютуб-канал «Матча», то там можно найти, например, один выпуск «30 нефутбольных вопросов» с Алексом Кралом. Простой дешёвый формат – всё окей. Но где остальное? Непонятно. Хотя о слабом диджитале мы ещё поговорим.
Да, на побочных каналах холдинга выходят повторы разных шоу с ютуба – например, «Сычёв подкаст» или интервью Нобеля Арустамяна. Но тот же контент можно посмотреть гораздо раньше, не заплатив ни рубля. «Матч» обязан хотя бы пытаться производить эксклюзивный контент, а не довольствоваться вторичкой.
Нормальные спортивные каналы так и работают: запускают то документальный формат, то те же хайлайты, то пробуют известных спортсменов в качестве интервьюеров. У «Матча» пока получается проворачивать подобное только с фигуристами – но к Транькову и Ягудину можно добавить ещё людей, главное пытаться. Желание расти и экспериментировать – то, что мы обязательно возьмём на свой канал мечты.
Больше развлекательного контента
Кстати, об экспериментах. «Удар головой» был славен как раз не аналитикой, а жаркими обсуждениями чего угодно. И одними из главных его звёзд были как раз фриковатые персонажи – Бубнов, Червиченко, Кушанашвили. Но руководство «Матча» почему-то считает, что быть всё время строгими строганами в пиджаках – очень здорово. Но нет, это скучно.
С уходом шоу «Культ Тура» на канале как будто вообще не осталось рискованного контента, хотя спортивное ТВ должно обеспечивать зрелище. На американском кабельном TNT, например, с успехом идёт Shaqtin' A Fool – обзор баскетбольных неудач тура, где над блуперами издевается Шакил О'Нил. Что мешает сделать хотя бы такое лёгкое фрик-шоу? Или идея чуть сложнее – миксовать в одной студии спортсменов и знаменитостей.
https://www.youtube.com/watch?v=QZR40acbyKw
А если мы говорим о приглашении гостей, то это необязательно должен быть уже надоевший Кушанашвили – его, кстати, на «Матч» звали, но мягко и мало. Можно просто зайти на ютуб и присмотреть новые кадры. Есть целая тусовка «Амкала», способная производить какой-то контент, есть спортивные блогеры, даже Илья Мэддисон, говорят, ещё не умер. В самом крайнем случае можно крутить футбольные тиктоки – на этой стадии тухлятину разбавит уже любой креатив.
Пусть рэпер Фараон рассказывает о своей футбольной карьере, пусть Влад А4 снимает челлендж с боями MMA в октагоне из Lego, пусть Дима Масленников бегает от призрака спартаковских чемпионств в Тарасовке – всё равно ненужное можно будет отрезать. Бояться нужно скучного, а не странного.
Приглашение молодых и смелых, как и приглашение фриков, не гарантирует каналу моментальный приток кликов и подписок. Но его точно начнут обсуждать в отрыве от трансляций и работы комментаторов. «Матч» из параллельной вселенной должен стремиться походить не на спортивную версию РБК, а на что-то вроде «Пятницы!», где почти каждую минуту есть во что залипнуть.
Вменяемая экосистема каналов
Особенно важный пункт в эпоху, когда у каждого есть пара подписок на стриминги. «Матч ТВ» совершенно не заботится о том, чтобы поддерживать свои побочные каналы контентом. Есть основной «Матч», где показывают всё важное, а есть остальная помойка для гиков. Иногда что-то выходит на «Премьере», но большинство каналов просто занимает место в подписке. Зачем заводить столько кнопок, если не получается обеспечить хорошим продуктом даже один?
Мы уже сказали о том, что, кроме трансляций, у «Матча» ни качественных новых шоу, ни желания их делать. Зато показывают мировой чемпионат по бильярду, дрифт-серию, регби и мини-футбол. «Матч! Страна» – канал для извращенцев, ненавидящих веселье. Его мы убираем точно. Остаются ещё тематические каналы. Может, там всё хорошо?
Интересное предположение, но нет. Те же футбольные эпигоны отличаются только номинально. «Футбол 1» показывает Испанию, «Футбол 2» Италию, а «Футбол 3» Германию. Но между матчами – пустота, заполняемая обзорами туров и новостями. Даже сами игры какие-то пожёванные. Мне больно представлять, что кто-то подключил подписку, чтобы смотреть «Кротоне» – «Беневенто».
Окей, представим, что я за «Кротоне» с детства. Мне покажут одну транслу раз в две недели, а всё остальное время я буду переключаться между ненужными подписками, где больше нет ничего важного. Получается ситуация, где канал тратит деньги на поддержку лишних каналов, а зрители на ненужную подписку.
Что должно происходить в нормальной ситуации? Основной канал – витрина, где стоит всё вкусное, но за прилавком тоже должна оставаться годнота. Лишние «Матчи» нужно как можно скорее уничтожить. Расширение нужно тогда, когда у вас столько шикарного контента, что для него уже не хватает места. Никто не сделает вкусный бутерброд, пытаясь размазать грамм масла по пяти батонам.
Контроль качества у комментаторов
Ещё один момент, которому нет места на канале мечты – халатное отношение к своим кадрам. «Матч» не чувствует, что теряет лицо, когда теряет лица. Спонсор не продлил популярное шоу Дудя и Савина? До свидания. Если не дать Стогниенко комментировать на другом канале, то он свалит? Ничего страшного. Кирилл Дементьев, Алексей Андронов? Нет таких людей.
По сути, единственной неизбежной потерей был Василий Уткин, заранее обиженный на потерю статуса. Но остальными кадрами можно было и не разбрасываться, особенно когда речь идёт про максимально любимого зрителями Стогниенко, а новых звёзд канал не производит.
Да, комментаторов полно, но их следует оценивать в первую очередь по скиллам и мотивации к росту, а уже потом по статусу. При этом на «Матче» реально пытались работать с комментаторами, но как-то по-своему. Их переодели в приличные шмоточки и запретили использовать клише. Это правильно, но как-то маловато.
Каждый, кто смотрел спортивные трансляции на английском (сойдёт любой топовый канал), знает, как сильно западные комментаторы отличаются от наших. Они не рассказывают байки из 1962 года, не вспоминают молодость и не могут проворонить атаку. Но это не значит, что они просто гоняют мяч.
Обычно пара комментатор + эксперт работает так: первый оперативно реагирует на все события, иногда задавая вопросы и приводя короткие факты или статистику. Второй же проводит быстрый технический анализ эпизода, а ещё оба шикарно принимают и отбивают подачи друг друга. Если хотите тупой, но понятный пример – сыграйте в фифу по тайму с русскими и английскими комментариями. Разница бросится в уши даже там.
«Матч» тоже пытался поднять уровень, когда на канале работал Валерий Карпин. Судя по всему, он реально натаскивал комментаторов по сложным моментам, и матчей, где экспресс-анализ условного Шнякина состоял из абстракций и чуши, стало значительно меньше. О неисправимых элементах, вроде Георгия Черданцева, мы не говорим.
Когда же Карпина незаслуженно попёрли с канала, стало понятно, что «Матчу» важнее набирать очки перед спонсорами, чем меняться. Но для многих комментаторы – всё ещё главные лица канала, поэтому с ними нужно работать и как с медиаактивами (то есть, не терять топов), и как с профессионалами. К сожалению, вместо этого им только запрещают клише и англицизмы. Грустно.
Подготовленные эксперты
Зачем вообще нужны эксперты в студии? Вариантов два. Это либо шоу, либо качественная аналитика. Первое иногда (совсем редко) получается – например, когда Владимир Быстров говорит Шапи, что он – Володька. А вот с аналитикой на «Матче» традиционно беда. Эксперты канала – короли уныния.
Почти все профессионалы в студии предпочитают отделываться шаблонной чушью из серии: «Боролись, давили, но не хватило настроя». Возьмём даже топовый матч 28 тура РПЛ – «Зенит» против «Локомотива». В студии мощнейший Денис Казанский, рядом Николай Писарев и Андрей Аршавин. Звучит как отличный состав.
Но что мы слышим? «Исполнил здорово, зряче перебрасывал, на мастерстве». Эксперты вместо экспертизы подсовывают пересказ того, что зрители и так видели собственными глазами. Никаких новых смыслов. Мало того, у Писарева в речи постоянно проскакивают «ааа» и «эээ». А он ещё далеко не худший. Это катастрофа.
Что нужно сделать, чтобы не платить за такую чепуху? Завести себе штат экспертов с хорошей зарплатой, но так, чтобы одним из условий были занятия с репетитором по ораторскому мастерству. На английском Sky Sports научили относительно понятно звучать даже Джейми Каррагера – человека, всю жизнь говорившего на ливерпульском скаузе. А этот акцент звучит, как будто ускорили речь чувака, которого в язык укусило десять пчёл. И ничего – Карра отлично звучал и отлично смотрелся в паре с Гари Невиллом.
То же касается и фактической подготовки. Если человек не готов давать интересные мысли – ему не место в телике. Можно дать новому эксперту один-два пробных эфира на гонорарной основе, а потом переводить на контракт. Если не получается – зовём следующего, и так пока не сформируется ядро топовых спикеров. Благо, в стране полно безработных спортсменов, так что кандидаты не закончатся никогда.
Приложение и сайт
Когда «Матч ТВ» запускался, все понимали, что в этих сферах новому медиа будет тяжело конкурировать с тем же «Спортсом». Но приглашения молодых авторов и в целом попытки построить хороший диджитал смотрелись очень благородно. Но, как мы знаем, всё это не продлилось долго.
Сайтом начал заведовать Евгений Дзичковский, быстро превративший текстовый цех «Матча» в душную контору, работающую по заветам газеты «Вечерняя доярочка» 1974 года. Сейчас сайт канала – печальное зрелище, куда можно заходить только за расписанием трансляций. Есть небольшое количество фриков, читающих там новости – но их мы в расчёт не берём, это статистическая погрешность. Сайт в лучшем случае средний, но этого недостаточно в мире, где все уже выбрали любимый ресурс.
С приложением всё ещё хуже. Многим, в том числе мне, годами казалось, что у спортсовского аппа уродливый и неудобный UI. К счастью, приложуха «Матч ТВ» быстро доказала обратное. Она лагает даже при хорошем интернете, а ещё там вообще нечего делать, кроме просмотра трансляций. Совершенно рудиментарная история. А должно быть наоборот.
В эпоху, когда куча людей смотрит сериалы, фильмы и всё остальное с телефона, хорошее приложение для развития медиа чуть ли не важнее, чем сам канал. Подсмотреть хорошие решения можно где угодно: на «Кинопоиске», у Okko, Ivi и даже МТСовского KION. Каждая из этих контор заморочилась хотя бы над базовой оптимизацией.
В идеале приложение «Матча» должно быть не только кнопкой «Вкл» для транслы, но и быстрым браузерным решением для сайта, наполненного контентом – жаль, что такого не завезли. Кто-то скажет, что это лишние траты, но если учесть наши предыдущие рекомендации, и закрыть ненужные каналы, на сайт бюджет явно останется. Тем более, что этим справляются и гораздо более бедные медиа. Необязательно конкурировать со «Спортсом» и «Чемпионатом», чтобы не выглядеть позорниками.