Все знают великую симоновскую эпопею "Живые и мертвые" и прекрасный, любимый и популярный фильм по ней, но есть и менее известные экранизации творений писателя-фронтовика.
Проза Константина Симонова, военного корреспондента, побывавшего на всех фронтах Великой Отечественной войны, была так актуальна, что стала переводиться на язык кино уже в начале сороковых, когда до победы было еще далеко.
"Во имя Родины" 1943 г. по пьесе "Русские люди"
Приморский город захвачен немцами, но не полностью: он разделен лиманом и на меньшей западной стороне закрепился советский гарнизон. Ночью переплывает на оккупированную сторону разведчица Валя. Она приходит на конспиративную квартиру к матери командира их отряда Марфе Петровне Сафоновой и передает донесение.
Между тем, разведчицу заметили и ищут, прочесывая дома. К хозяйке конспиративной квартиры, для прикрытия промышляющей гаданием, приходит жена русского городского головы Харитонова, чтобы между гаданием намекнуть, что мужа заставили служить насильно и он очень переживает.
Харитонов пытается заискивать и перед немцами, и перед партизанами, подозревая, что Сафонова с ними связана. Визит его жены послужил доказательством, что партизанки здесь нет и немцы провели обыск поверхностно.
Положение советской части города очень тяжелое, немцы разбомбили водокачки и уже пять дней нет воды, но гарнизон держится. Это очень раздражает немецкого генерала, посылающего туда для внедрения своего агента Козловского.
Картина посвящена русским людям, русскому характеру, при котором такие выродки как Козловский исключительны. Даже Харитоновы предпочитают умереть, чем терпеть издевательства. В высшем своем выражении русский характер воплощается в таких людях как герой Жарова, идущий в заложники, чтобы убедить врага в дезинформации и до смерти поющий свою "Канареечку".
В фильме великолепные советские актеры: Николай Крючков (капитан Сафонов), Михаил Жаров (Глоба), Ольга Жизнева (Мария Харитонова), Петр Алейников (комиссар Ильин). Алейников неожиданно выступает во вполне серьезной роли слегка заикающегося комиссара (вероятно след контузии).
Замечательно играет немецкого генерала режиссер картины Всеволод Пудовкин. Не говоря уже о типажной внешности, он передает суть хладнокровного нацистского педанта, который требует расстрела за отступление без приказа своего же офицера, несмотря на его ранение и заступничество командира, признающего что такое решение было единственным грамотным выходом.
Его критика по поводу того, что слишком высоко вешают, населению неудобно читать плакаты на груди казненных, просто пробирает холодом.
Необычно поставлены батальные эпизоды. Вероятно из-за павильонной съемки, камера крупно выхватывает участников боя , это передает напряжение момента и, хотя мы не видим всей панорамы, создает убедительное впечатление горячей схватки.
"Дни и ночи" 1944 г. по одноименной повести
Осень 1942 года. Немцы подошли к Сталинграду. В помощь защитниками осажденного города переправляется со своей гвардейской дивизией батальон капитана Сабурова. Сам он разговаривает с хорошенькой медсестрой, курсирующей между левым берегом и правым, где стоит Сталинград, сопровождая раненых.
Через минуту, в результате артиллерийского обстрела, их пароходик, тянувший баржу с бойцами, идет ко дну. Командира с девушкой подбирает баржа. Батальон понес первые потери, а впереди, за дымной пеленой, видны развалины некогда прекрасного города.
На участке города , где противнику удалось продвинуться к Волге дальше всего, батальону Сабурова поручено отбить врага и занять оборонительную позицию в районе трех домов.
Захватив один из них, Сабуров обнаруживает в подвале женщину с тремя маленькими детьми и козой, незамеченных отступившим противником. На предложение об эвакуации она отвечает, что никуда не пойдет, потому что дети все равно не выдержат дороги в тыл.
Через десять дней, за которые, как выразился Сабуров, они постарели на десять лет, капитан снова сталкивается с девушкой из медсанбата, Аней Клименко, которая так и плавает через реку, забирая раненых. Теперь она сама контужена и, лежа на носилках, ждет отправки.
Чувства, обостренные постоянной близостью смерти, быстро вспыхивают, а долго ухаживать и объясняться некогда. Сабуров и Аня просто обещают думать друг о друге и встретиться снова. Если бы они знали сколько испытаний их ждет, ведь на войне, зачастую, преодоление невозможного - ежедневный быт, не считающийся подвигом.
Фильм, я бы сказала, неровный. С одной стороны, много пафосной музыки, не сочетающейся с естественностью игры, и слишком профессиональных по исполнению песен. Ну, не могут так слаженно и красиво петь хором измученные, несколько дней не спавшие бойцы!
С другой стороны - картины, передающие дикую несообразность жизни в воюющем городе, которые кажутся взятыми из жизни. Контуженный лейтенант спит в затишье после десяти дней боя в детской кроватке в сохранившейся квартире, у изголовья сидит игрушечный заяц.
Ординарец отбирает сохранившиеся в буфете тарелки, а пострадавшие тут же бьет об пол, спускается по лестнице вниз и мы видим первый этаж, разбитый почти в крошево. На осколках кирпичей, прислонившись к фрагментам стен, отдыхают бойцы.
Капитан Ванин, из местных, называет довоенное предназначение обороняемых домов. Он помнит как с однокашниками сажали здесь липы, скошенные снарядами, а бывшие друзья юности уже никогда не доживут до тридцати.
На мой взгляд, сценарий и актерская игра хороши, постановка достоверная, но музыка слишком нарочитая.
Среди персонажей очень хорош полковник Ремезов из бывших царских офицеров (Виктор Ключарев), капитан Сабуров (Владимир Соловьев), Миша Масленников (Юрий Любимов), ординарец Петя (Анатолий Алексеев). Несмотря на достоинства фильма, это тот случай, когда книга лучше.
"Так и будет" 1979 г. по одноименной пьесе (2 серии)
Конец семидесятых. В Москву, в отпуск приезжает с Дальнего Востока майор-танкист Петр Рыжухин. Он волнуется. Жизнь дважды сталкивала офицера с красивой молодой женщиной Еленой. В душе он уже связал с ней свою судьбу, но его избранница держится независимо и загадочно: не выражает ответных чувств, но и не отталкивает.
Рыжухин приезжает для решительного объяснения на свой страх и риск: у него на руках осталась забытая сумочка с ключом от квартиры. Воспользовавшись им, непрошенный гость открывает дверь: выбежавшая навстречу пожилая женщина при виде военного теряет сознание.
Приезд майора напомнил матери Елены о том, как в 1944 году в ее жизни появился полковник Савельев, приехавший за назначением и также неожиданно открывший дверь своей квартиры, в которую вселили из разбомбленного дома семью академика Воронцова.
Жена и маленькая дочь полковника погибли в 1941 году на Украине. Занятое другими людьми жилище вызывает горькие воспоминания, он бы съехал в гостиницу, но, неловко чувствующий себя академик наказывает дочери всеми силами удержать Савельева. Это привело к постепенному сближению.
Война заходит в этот фильм издалека: воспоминаниями, фронтовыми друзьями Савельева, рассказывающими о нем, сначала штатском инженере, приставшем к отступающим войскам в 1941 году, а сейчас известном командире саперов, фамилию которого можно встретить на всех фронтовых дорогах: "Мины обезврежены - Савельев".
Эпизод в зоопарке, куда приходят полковник и Ольга Воронцова. Почти нет зверей: одних съели, другие умерли с голода или при бомбежке, третьи - в эвакуации. По аллеям прогуливаются слепой военный инвалид с женой, мечтают о детях. Война где-то вдалеке, но влияет на все и разлучит Олю с Дмитрием, когда этого уже никто не ждал. Теперь она боится, что ее дочь лишит себя счастья и без войны.
Центральным смысловым эпизодом фильма, по-моему, является разговор о времени. Елена говорит, что время такое же как люди, а мать считает, что сороковые были жестокими, но люди были добрее, а сейчас время - доброе, а люди - слишком деловые.
"Какие-то вы все деловитые стали. А если война или вроде того?". Вот и наступило "вроде того". Да, Симонов - актуальный писатель.
Картина несколько растянута. Хорошие актерские работы Кирилла Лаврова (Дмитрий Савельев), Екатерины Васильевой (Анна Греч, майор медслужбы), Александра Михайлова (Петр Рыжухин) и, конечно, Натальи Варлей в роли Ольги Воронцовой молодой и пожилой.
Музыкальные темы Леонида Афанасьева и песня на слова Евгения Долматовского "Я или ты" красиво и уместно дополняют видеоряд картины.
Как всегда, предлагаю познакомиться с фильмами и надеюсь, что они вас заинтересуют.
Если вам понравилась статья, читайте предыдущую:"История глазами очевидцев": 3 забытых советских фильма о Великой Отечественной войне, снятых в военные годы.