Летят журавли
Единственный советский фильм — обладатель «Золотой пальмовой ветви». А также самая кассовая лента, когда-либо получавшая главный приз в Каннах. По общему признанию «Летят журавли» — одна из величайших работ в истории мирового кино, во многом благодаря новаторской работе оператора Сергея Урусевского, создавшего уникальный в своем роде черно-белый мир света и тени, эмоционально подчеркивающий и визуально дополняющий каждый эпизод. Нестандартный подход к сюжету и авангардные съемки вызвали серьезные вопросы цензуры, но международный успех усмирил бунт чиновников. Авторам удалось совместить глубокую драму про любовь, верность и измену со страшной в своей реалистичности темой войны.
Бег
Произведения опального Михаила Булгакова, лежащие в основе картины, и нескрываемое сочувствие к Белой гвардии чуть было не лишили зрителя возможности вовремя увидеть один из главных советских фильмов всех времен. Высокая трагедия, помноженная на искрометный, но горький юмор, в исполнении великих актеров отечественной школы создают гигантскую кинофреску о русской душе и ее загадке. Используя весь арсенал атрибутов, заезженных в романсах и киноподелках о «господах-офицерах», режиссеры Алов и Наумов умудряются ни разу не солгать и не удариться в пафос. Ни до, ни после советский экран не видел столь мощного высказывания на данную тему. Белогвардейский офицер, картинно поющий про русское поле, после «Бега» навеки превратился в анахронизм.
Вий
В европейских магазинах, торгующих видео, и сегодня можно встретить плакат с Леонидом Куравлевым из фильма «Вий», лихо подписанный «Русский хоррор». И немудрено. Единственный советский фильм, рейтинг которого строго гласил «Детям до 16», погружал зрителя в гоголевский кошмар, снятый с неповторимой, по-своему даже романтической красотой. Нечисть, обитаемая в украинском фольклоре прошлых времен, щедро рассыпалась на экране удивительными образами, безусловной царицей которых была незабываемая панночка в исполнении Натальи Варлей. Все другие экранизации Гоголя, в той или иной мере удачные, были обречены навсегда остаться в тени «Вия» — идеал можно было создать только однажды. «Поднимите мне веки», — говорило с экрана страшилище, и зритель в ужасе понимал, что присутствует при рождении шедевра.
Человек-амфибия
Экранизация популярного беляевского романа чертит новую главу в истории советского кино, оставляя миллионы девочек с заплаканными глазами и тоской по навсегда утерянному миру запретных иллюзий. Такую жаркую палитру чувств не могут остудить ни морские волны, ни вода из фонтана, ни происки коварных врагов. «Человек-амфибия» (наряду с «Алыми парусами») — важнейшая из вех советского киноромантизма — и по сей день кажется хрустальной мечтой из тех самых сфер, откуда берут свое начало самые лучшие на земле фильмы.
Тучи над Борском
Уникальная в своем роде попытка советских кинематографистов исследовать сложный мир тоталитарных сект. В частности, речь идет о секте пятидесятников. Юная школьница-героиня не находит в общении со сверстниками искомого идеала и обращается к инакомыслящим в надежде обрести гармонию и покой. Но в обществе религиозных фанатиков за фасадом доброжелательных слов скрываются свои подводные камни. И упасть на них с высоты заблуждения иногда оказывается очень болезненно. Постепенно выясняется, что чуть ли не половина районного центра, где происходит действие, — зомбированные сектанты, что вольно или невольно отсылает зрителя к знаменитой новелле Лавкрафта «Морок над Инсмутом». А по качеству нагнетаемой жути картина не уступает лучшим итальянским образцам на схожую тему.