Публика в Советском Союзе действительно была читающая. И, что особенно приятно, - умно читающая. Популярны были не только "Три мушкетёра" и "Женщина в белом", но и куда более глубокие и серьёзные произведения. В том числе и пьесы швейцарского прозаика Фридриха Дюрренматта. Дюрренматт действительно удивительно глубокий и неординарный автор, в его произведениях переплетаются философские, драматические, детективные и комедийные начала. Потрясающая смесь! Неудивительно, что Дюрренматт считается одним из самых интересных и значительных европейских писателей послевоенного периода. Ну, а поскольку у этого писателя была устойчивая репутация "борца за мир", в СССР его охотно переводили и ставили (правда, не всегда, но это - уже совсем-совсем другая история).
Одной из самых популярных и известных пьес Фридриха Дюрренматта считаются "Физики", созданные им еще в 1961 году. Это острое и сильное произведение, рассуждающее об ответственности исследователя, творца за свои открытия.
Понять бы еще, почему автор окрестил эту философскую притчу комедией...
Пьеса была экранизирована на Ленинградском Телевидении в 1988 году режиссёром Олегом Рябоконем в виде телевизионного фильма, по стилистике весьма приближенного к спектаклю. Интересно, что показ предварялся небольшим обращением к советским зрителям самого Фридриха Дюрренматта, рассуждающего о мире и о надежде на лучшее будущее Земли.
Экранизация получилась мощная - иначе и не скажешь. Идеально подобраны актеры на все главные роли - каждый безупречно хорош на своём месте. Я считаю роль Мёбиуса\царя Соломона лучшей в творчестве Бориса Плотникова, хоть и не самой известной, к сожалению. А как хорош и трагичен здесь Борис Химичев! Ну, а Леонид Броневой во всех своих ролях прекрасен, да. )
И даже сравнительно небольшая роль полицейского инспектора Рихарда Фосса, сыгранная Арменом Джигарханяном, получилась просто замечательно.
История начинается как банальный детектив. В элитном сумасшедшем доме (пардон, санатории!) произошло убийство медсестры - и уже не первое. Более того - убийца известен и вины не отрицает. Вон он, на скрипке играет. Однако, прибывший на место преступления полицейский инспектор сталкивается с массой проблем и сложностей...
Не стану пересказывать сюжет, скажу лишь, что и как детектив это интересно и небанально. Но, всё же, сводить "Физиков" к банальной детективной истории - значит невероятно обеднять и пьесу и фильм. На самом деле это и социальная ирония, и философская драма, и мелодрама и - да, - комедия абсурда тоже! И - внезапный, жесткий финал. Потрясающая вещь! И очень сложная для экранизации.
В этом фильме, повторюсь, все хороши. И трагическое трио физиков - Плотников, Химичев, Броневой, - и нежная медсестра Моника - Наталья Данилова, и строгая старшая медсестра Марта - Антонина Шуранова, так редко появлявшаяся на экране!, и усталый, вконец замороченный "клиентами" полицейский инспектор - Армен Джигарханян...
Но на потрясающей работе Ольги Волковой хочется остановиться особо. К сожалению, этой актрисе не очень везло на роли, позволяющие в полной мере раскрыть весь ее творческий потенциал. Но в "Физиках" она показала всё, на что способна. И это нереально и потрясающе сделано. Мне порой кажется, что роль доктора Матильды фон Цанд, главного врача санатория для душевнобольных «Вишнёвый сад» - лучшая в творческой биографии этой актрисы. К сожалению, большего, не раскрывая тонкости сюжета, сказать не могу. Но любителям хорошего умного философского кино - искренне рекомендую.
Надеюсь, вам понравился материал. Напомню, что по существующей на Дзене традиции поблагодарить автора можно (а некоторые считают, что даже нужно!) лайком. Заглядывайте, читайте.