Найти в Дзене

Маркировка молочной продукции: этапы введения и требования

Маркировку готовой молочной продукции обеспечивают следующие нормативно-правовые документы:

  • Распоряжение правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года «Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»
  • Постановление Правительства РФ №836 от 29 июня 2019 года «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории РФ»
  • Постановление Правительства РФ №317 от 30 марта 2020 года «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 июня 2019 г»
  • Распоряжение Правительства РФ №806-р от 30 марта 2020 года
  • Постановление Правительства РФ №2099 от 15 декабря 2020 года «Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции».

20 января 2021 года - старт обязательной маркировки молочной продукции. Эта дата знаменует собой подготовительный этап, в рамках которого коды маркировки предоставляются участникам оборота бесплатно при условии, что эти коды будут нанесены и введены в оборот до начала обязательной маркировки соответствующей подгруппы товаров.

С 1 июня 2021 года стартует обязательная маркировка подгрупп «мороженое» и «сыры».

С 1 сентября 2021 года становится обязательной маркировка молочных товаров со сроком более 40 дней, а с 1 декабря 2021 года - со сроком годности 40 дней и менее.

С 1 декабря 2021 года необходимо фиксировать выбытие маркированной продукции через онлайн-кассы с подачей сведений в государственную систему маркировки (ГИС МТ). А с 1 сентября 2022 года необходимо отчитываться об отгруженной и принятой маркированной продукции с использованием электронного документооборота (ЭДО) и таких документов, как универсальный передаточный документ (УПД) с указанием вида сделки, универсальный корректировочный документ (УКД).

С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

Остатки, введенные в оборот до начала даты обязательной маркировки соответствующей подгруппы, не маркируются и оборачиваются до окончания срока годности. Не маркируются товары весом единичной упаковки 30 грамм нетто, питание для детей до трех лет, специальное и профилактическое питание.

Производитель молока наносит цифровой код Data Matrix на каждую потребительскую единицу упаковки. Розничные магазины фиксируют приемку молочных продуктов от дистрибьютора на базе электронных УПД: в составе УПД необходимо передавать данные о тех маркированных товарах, которые участвуют в сделке. В магазине сканируют код товара и размещают его на полке – товар доступен для приобретения потребителем.

Перед приобретением потребитель может проверить легальность и безопасность молочной продукции через специальное мобильное приложение «Честный ЗНАК».

За счет интеграции с системой ФГИС «Меркурий» небольшие производители могут работать через «единое окно» на базе интерфейса системы Честный ЗНАК: при вводе в оборот указывается взаимосвязь каждого конкретного кода маркировки и ветеринарно-сопроводительных документов. Бизнес-операции двух систем предполагают не только заказ кодов маркировки с последующей подачей сведений о их нанесении в систему ГИС МТ, но и работу с ветеринарно-сопроводительными документами (оформление, работа с входящими поставками, управление складским журналом, проведение инвентаризаций).

Обязательный атрибут карточки товара в Национальной каталоге маркируемых товаров – признак подконтрольности Ветнадзору (участник оборота указывает в карточке товара «подлежит/не подлежит Ветнадзору»). В соответствии с этим признаком система ГИС МТ будет требовать дополнительные атрибуты для системы ВетИС при регистрации списка наименований продукции. Сведения о новой продукции будут представлены сразу в двух системах.

В соответствии с требованиями национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix» средство идентификации наносится в виде двухмерного шрихового кода Data Matrix на этикетку или потребительскую упаковку и на групповую упаковку молочной продукции. Рекомендуемый стандартом размер составляет 0.254 мм (20х20 символов).

Код маркировки наносится на потребительскую упаковку несколькими способами:

  • Типографский способ (производителю достаточно заказать в типографии печать упаковки с преднанесением цифрового кода);
  • Прямое нанесение (с помощью дополнительного оборудования – термотрансферных принтеров – осуществляется печать этикеток, которые содержат цифровой код);
  • Этикетирование (предполагает нанесение кода на специальный стикер с последующей аппликацией его на потребительскую упаковку).

Как правильно подготовиться к маркировке молочной продукции? Во-первых, оформить усиленную квалифицированную подпись (УКЭП) на имя генерального директора. Во-вторых, необходимо использовать контрольно-кассовую технику (ККТ) и фискальный накопитель, которые включены в реестр под требования работы с маркированным товаром. В-третьих, настроить 2D сканер, чтобы он бегло «читал» код Data Matrix. И, наконец, приобрести принтер этикеток и терминал сбора данных (ТСД).