Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

Быть непонятым страшнее, чем отбывать срок в ГУЛАГе: специальный показ документального фильма «ÜL0» в МАММ

После просмотра фильма «ÜLO» в голове возникает тревожная мысль о сепаративности групп людей, чье мышление не способно уместиться ни в рамки государственной системы, ни в какие-либо другие. «Но, всё-таки, может ли художник быть абсолютно свободен внутри?» — Вопрос, который режиссер поставил перед зрителями в самом начале киноленты.

О Соостере в фильме вспоминали его друзья-художники: Юрий Соболев, Владимир Янкилевский, Борис Жутовский, Анатолий Брусиловский, Сергей Бархин, а также Андрей Хржановский и другие. Режиссёр фильма, Лилия Вьюгина, взяла интервью у специалистов по творчеству Соостера — куратора музея KUMU Эхи Комиссаров и искусствоведа Анны Романовой.

фото Юло ИСТОЧНИК:
фото Юло ИСТОЧНИК:

Источник

Юло-Ильмар Иоганнесович Соостер — человек, который был настолько сильно одержим искусством, что, кажется, сам стал им. Его жизнь сочетала в себе и поэзию, и жестокую реальность.

Юло родился в 1924 году в Эстонии в деревне Юхтри на острове Хийумаа. В 1943 поступил в тартускую Высшую художественную школу «Паллас» (прим. Автора — позже школу переименовали в художественный институт). Юло только получил диплом, он мечтал попасть в Париж — мекку искусства, но в 1949 году его арестовали и дали 25 лет без права переписки, но Соостер смог покинуть лагерь через 7 лет. Он был освобожден в 1956 году, когда начался процесс реабилитации после ХХ съезда ЦК КПСС, на котором Н.С. Хрущев сделал исторический доклад «О культе личности Сталина».

Парадоксальность того времени заключалась в том, что в лагерях отбывали срок одни из образованнейших людей Советского Союза, большинство из которых были невиновны. В Карла́ге — (прим. Автора — Карагандинский исправительно-трудовой лагерь), Юло продолжал рисовать: он писал портреты заключённых и тюремную обстановку на клочках бумаги, за что нередко отправлялся в карцер. Хотя художник говорил о том, что предпочитал сидеть в одиночной камере, потому что «там никто не шумел, никто не мешал думать об искусстве».

Юло СООСТЕР Заключенный, сушащий на ветру платок. 1955
Юло СООСТЕР Заключенный, сушащий на ветру платок. 1955

Источник

Сын Юло Соостера, Тенно Соостер, вместе со съемочной группой отправились в поселок «Долинка», где раньше находился исправительный лагерь, чтобы узнать о том, как его родители и другие заключенные отбывали свой срок ГУЛАГе. Тенно задумчиво бродил мимо разрушенных бараков; его напряженное выражение лица периодически сменялось растроганным. Вдруг он замер возле «Дома Культуры». Родители Тенно познакомились именно в этом месте. Здесь, в толпе заключённых, Юло Соостер заметил красивую девушку, по имени Лидия Серх.

Юло Соостер и Лидия Серх
Юло Соостер и Лидия Серх

Источник

Юло влюбился в Лидию чуть ли не с первого взгляда, и уже на их второй встрече подарил девушке ее портрет.

После освобождения из лагеря

Соостер женился на своей возлюбленной. Пара провела немного времени в Эстонии, но в вскоре переехала в Москву. В столице Юло быстро становится частью неофициального художественного сообщества.

Большую роль в жизни Соостера сыграла его дружба с Юрием

Соболевым (прим. автора — художник-график, дизайнер, сценограф, автор аудиовизуальных программ, а также автор книжных и журнальных иллюстраций. С 1967 года главный художник журнала «Знание—Сила»). Они познакомились в 1956 году.

Хэппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: «Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967.
Хэппенинг в мастерской Юло Соостера. Участники: «Юло Соостер, Юрий Соболев. Москва, 1967.

Источник

«Друзья не только вместе работают, но и ведут настоящую «богемную» жизнь: делают хеппенинги, дружат с джазменами, ходят в мастерские на показы работ. Местом встреч московской богемы 1960-х годов было кафе «Артистическое». Юло Соостер и Юрий Соболев превратили его в уголок парижского Монмартра, заведя привычку подолгу рисовать за столиком, дымя трубками, чем эпатировали случайных посетителей, не привыкших к такой свободе — (А.Романова "«СИММЕТРИЧНЫЕ МИРЫ – ОТРАЖЕННЫЕ СИММЕТРИИ"/ «СИММЕТРИЧНЫЕ МИРЫ – ОТРАЖЕННЫЕ СИММЕТРИИ Ю.Соостер, Ю.Соболев, Т.Винт, Р.Меэль". KUMU. 2017)

Соостер и Соболев — выдумщики, мечтатели, у которых был свой собственный мир, понятный только таким же людям, как и они. Большинство их работ было построено на ассоциациях и всем том, что вызывало в них душевный отклик. Однажды их спросили:

  • Почему у вас люди (на иллюстрациях) такие страшные?
  • Так это же империалистический сюрреализм!— (прим. Автора — этот термин был придуман в 1930-е годы для борьбы с авангардом)
  • А-а-а, тогда понятно!
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных
Юло Соостер. «Человек с мозгом». 1962. Из серии «Человечество и наука». Картон, масло, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных

Источник

Окружению Юло сегодня мог бы позавидовать любой творческий человек, среди его друзей и знакомых были будущие звёзды российского современного искусства: Владимир Янкилевский, Илья Кабаков, Анатолий Брусиловский, режиссёр Андрей Хржановский и композитор Альфред Шнитке и многие другие. На протяжении всего фильма друзья Юло говорили о том, что он был очень харизматичным человеком с непростым характером. Соостер, как и Соболев, любил познавать новое, экспериментировать в своих работах: он был одним из немногих художников, обратившихся к метафизике.

Юло Соостер «Глаз-яйцо». 1962
Юло Соостер «Глаз-яйцо». 1962

Источник

«Юло Соостер «Красное яйцо». 1964
«Юло Соостер «Красное яйцо». 1964

Источник

Комментарий специалиста:

Анна Романова - историк искусства, независимый куратор, автор публикаций по современному искусству. С 2001-2006 гг. — старший научный сотрудник Отдела Новейших Течений Государственной Третьяковской галереи

«К началу 1960-х годов складывается оригинальная художественная система Юло Соостера. К этому времени художник отходит от увлечения творчеством сюрреалистов — Макса Эрнста, Рене Магритта, Ива Танги. Он разрабатывает специальную живописную технику для серии картин с определенным набором сюжетов: яйцо-глаз, рыба, дерево (можжевельник). В его творчестве эти символы превращаются в архетипические "пра-образы", объединяющие в себе христианские и языческие мотивы. Для своих "вневременных" образов Соостер создает особое метафизическое пространство, помещенный в него предмет (можжевельник или яйцо) становится центром микромира, отделенной вселенной, созданной художником.

Яйцо-одно из центральных символов в языческих мифах многих народов, символ сотворения мира. Эстония, несмотря на католицизм сохранила элементы языческой культуры, например, “Ивана Купала”(«Jaanipäev») — считается эстонским государственным праздником, выходным днем. Конечно, Соостер очень хорошо знал и понимал эту традицию».

После многолетних мучений в поиске своего пространства для творчества Соостер, все-таки, обрел настоящую мастерскую художника. Он построил ее в мансарде легендарного дома «Страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре. Соседом Юло стал его близкий друг — Илья Кабаков. В мастерской художника-авангардиста царил гармоничный хаос: полупустые бутылки, старые ящики, обнажение женщины и брызги красок.

В свободное от работы время Юло учил сына рисовать, как он говорил, разные «стуцки» — (прим. автора — имеется в виду «штучки». Юло говорил с акцентом). Тенно вспоминал, как отец бегом возвращался из мастерской, чтобы побыть с семьей. Но однажды он не вернулся. Его сердце просто остановилось.

Шестидесятники. Безумная, но удивительная история о свободных умах в несвободе. Благодаря художникам, которые не боялись выражать свои мысли, в 1960-е произошла настоящая творческая революция. Второй русский авангард (1960-1980 г.г.) — это эпоха выдающихся творцов, оставивших «след в вечности». Сегодня интеллигентные молодые люди посещают выставки авангардистов и нон-конформистов, смотрят ретроспективы в старых кинотеатрах, потому что они ищут эмоциональный отклик, ищут искренности.

Столкновение двух культурных миров — европейского и советского, вечные гонения, неразрешенные внутренние конфликты — всё это отразилось не только в произведениях эстонского авангардиста Юло Соостера, но и в работах многих других художников того периода. Пережитая боль от непринятия стала чем-то вроде метафоры, заключенной в художественную форму.

Автор материала: Дарья Андрюшина

Источники:

Предоставленная искусствоведом Анной Романовой книга:

А.Романова "«СИММЕТРИЧНЫЕ МИРЫ – ОТРАЖЕННЫЕ СИММЕТРИИ"/ «СИММЕТРИЧНЫЕ МИРЫ – ОТРАЖЕННЫЕ СИММЕТРИИ Ю.Соостер, Ю.Соболев, Т.Винт, Р.Меэль". KUMU. 2017

Страница в Facebook «Юло Соостер: кино о Мастере»

Статья «Симметричные миры вновь пересекутся в Эстонии»