Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

Информационные Материалы №8. Показания свидетелей. Зарубежная Азия. Монголия.

Оглавление

Доброго дня дорогие наши подписчики и читатели.

Рад приветствовать вас на Дзен странички нашего Фонда Криптосфера. С сегодняшнего дня мы начинаем читать свидетельские показания из информационных материалов №8 в редактировании которых принимал участие сам Поршнев Б.Ф.

Напоминаю что материал предоставлен нам Акоевым Н.Н. и все оригиналы находятся на сайте Аламас.ру где вы с ними непосредственно можете ознакомится.

Зарубежная Азия. Монголия.

Из письма Джугдэрийн Дамдина профессору Б.Ф. Поршневу от 20 июня 1967г.

«Дорогой Б.Ф. Поршнев, горячий привет и пожелания наилучших успехов в научной работе. Я, простой охотник, с радостью пишу вам письмо из далёкой Монголии. Ваше имя неоднократно слышал, но не было повода для переписки. Теперь находящийся в Улан-Баторе советский учёный В.Н. Куликов встретился со мной специально и передал вашу просьбу из письма. Если бы была возможность встретиться с Вами, то мог бы рассказать многое. С малых лет пас скот, сеял хлеб, охотился, учился родному языку и в 1921г. боролся за революционную власть, был первым партизаном. С тех пор находился на гражданской службе, на военной, и неоднократно имел возможность приобщиться к научной работе. Таким образом, в поисках алмаса (снежного человека), который интересовал меня с самого начала, провёл 4 года, начиная с 1962. Теперь подготовил небольшую книжку о результатах поисковых работ. Согласно Вашему пожеланию посылаю эту книжку с тов. В.Н. Куликовым. Она состоит из 312 машинописных страниц. (через 4 интервала с большим количеством рисунков и фотографий свидетелей, прим. ред.) - (так в тексте – ред.) 6 глав, 124 фото и 7 рисунков. Ещё раз благодарю за то, что, узнав о моём существовании за тысячи километров, имеете намерение напечатать мою книгу в стране социализма. Это великая радость в моей жизни. Книжка была подготовлена для монгольского издательства. При печатании в СССР могут выявиться повторения для советского читателя. Тем не менее, главы 1, 2, 3, 4, 6 – результаты моих наблюдений в полевых условиях, и думаю, что сокращений там должно быть мало. Кроме того, у меня есть длинные грубые волосы, полученные в результате раскопок на Алтае (монгольском – ред.), где, как говорят, умер странный человек, всё тело которого было покрыто волосами. На Алтае же, на большой высоте были найдены экскременты неизвестного происхождения. Нужно ли их исследовать? Прошу ответить. … Не занимался исследованиями с самого начала. Только в последние годы занялся поиском, взяв на себя всю тяжесть розысков алмаса. Тем не менее, эта книга, несмотря на малый объём, является моим главным трудом. Так как испытал я в жизни немало горя и мне уже 68 лет, то, конечно, мне было бы приятно, если бы книга была напечатана в СССР. Несмотря на старость, я горец и охотник надеюсь посвятить оставшиеся годы розыскам алмаса и выход книги имел бы значение для нашей дальнейшей работы.

№ 403 -440.

Обложка книги.
Обложка книги.

По следам алмаса.

Предисловие.

Когда собирались отправиться в горные районы Алтайского края, я волновался больше всех. Не совсем ли недавно собирались направиться на Алтай-Хан, который на известной из ранней истории западной окраине нашей страны, занимающей площадь 1,5 мил. кв. км, стоит величаво, подняв голову, покрытую вечными снегами, и хранит тайны и загадки веков в своих, протянувшихся как по верёвке, отвесных скалах? Нет, это было несколько лет назад. Но мне всегда вспоминаются тёплые ясные дни конца весны – начала лета памятного 1962 г, как будто это было вчера. В той стране вновь много говорили о животном, называемом алмас. Взволновавшие меня эти разговоры стали известны в столице, за 2000 км. и, эти удивительные слухи, позвали меня на Алтай. Охваченный желанием и любопытством, я готовился в путь с одобрения АН МНР. Так как с юных лет был наслышан об этом неизвестном двуногом живом существе, называемом алмас, из уст разных людей во всех уголках Монголии, то я был очень рад, что выступаю в путь для такого необычного поиска. Об этом человеке-звере, называемом алмас, во всех семьях, живущих в войлочных стенах (имеются в виду монголы), передаётся множество преданий и в любой части Монголии до сих пор нет человека, который бы не слышал о нём. Один из старейших учёных-революционеров Цэвен Жамцарано (советский профессор, бурят по национальности, пропавший в 1937г, в годы репрессий), очень интересовался этим вопросом. Хотя он собрал некоторые сведения и факты, но собранные им материалы исчезли в связи с его безвременной гибелью. Также не стало людей, которые бы непрерывно интересовались этим вопросом, и в течение некоторого времени предания оставались преданиями. Но не переставали говорить об этом странном животном. Наоборот, разговоры становились конкретнее и в шестидесятых годах стали привлекать всеобщее внимание. В связи с этим моим путешествием встретились некоторые большие затруднения. Это слухи, которые разные люди, не веря, распространяли. Смешивая этот научный поиск только с моими личными интересами, говорили они как будто я де отправляюсь ловить чертей или призраков. Такие рассуждения оказывали вредное влияние на поиск, предпринятый с целью проверки, без всяких предвзятых мнений. С другой стороны, недостаточным было снабжение на далёком пути из-за того, что некоторые люди неохотно шли на выделение средств. Автор испытывал финансовые затруднения. Но благодаря горячей поддержке алтайских трудящихся я четырежды вёл поиск на Алтае (Монгольском - прим. ред.) в 1962, 1963, 1964 и 1965 годах, и о них пишу в настоящей книге. В книге рассказывается о том, что я видел собственными глазами или слышал собственными ушами, или из уст ответственных людей. Написал то, что есть по вопросу, которому уделяется всё большее внимание. Но я прошёл только Кобдоский и Баян-Олгийский аймаки (районы – ред.), тоесть только 2 аймака из 18 монгольских аймаков, а слухи об алмасе и явления, связанные с ним, повсеместны в нашей стране. Кроме того, надо отметить, что не только я, но и наша Академия Наук, особенно доктор, профессор Б. Ринчен, уделяют большое внимание этому вопросу. До сих пор полностью не исследованы Алтайские горы, где начинают обнаруживаться горячие следы алмаса (человека-зверя), и протянувшиеся за ним тысячи километров пустыни, и тайна ждёт своей разгадки. Я старался изо всех сил хотя бы прикоснуться к внешней оболочке этой тайны.*

Карта Хребтов Монголии.
Карта Хребтов Монголии.

*Рукопись Дамдина богато иллюстрирована. Приведены фотографии свидетелей, их зарисовки (одна напоминает зарисовки Х_____ – спящая на коленях и локтях особь) и даже фотографии следа.

ГЛАВА 1. Первое путешествие с 7/X по 3/XII-1962г.

Проехал 7000 км. Конкретно далее автор перечисляет десятки названий местностей на Алтае и вокруг, где побывал в эту поездку (приведена схема). Из местных жителей люди были единодушны в том, что алмас существовал, во всяком случае, раньше, а другие также единодушно утверждали, что он ещё есть. Надо было досконально разобраться.

— Б______ Каламджан (первой стоит фамилия), 74 лет, казах, простой человек из Кобдосского сомона, Кобдосского аймака сообщил автору: когда то (точно не знает) отец его гнал табун на отгонное пастбище у озера Толбо, среди зимы видел следы босой человеческой ноги, ведшие к хижине пастуха, в которой никто не оставался.

Выяснилось, что это существо приходило к шалашу неоднократно и брало часть оставленных продуктов. Удивлённые табунщики подстерегли (сидели в засаде несколько дней) это животное и поймали на аркан.

Тело его было покрыто шерстью, совершенно голое, необыкновенно неприятное, отличное от животного своим сходством с человеком. Оказалось что оно «точь в точь как человек женского пола, но совершенно не понимает языка». Вдали беспокойно металось другое такое же существо, возможно самец. Увидев это, табунщики отпустили пойманное существо и оба существа быстро скрылись из виду. Эту удивительную историю юному Каламджану рассказывал его отец.

— Два охотника, Каратишхан и Камбар однажды охотились на высоте Борит на 3830м. выше уровня моря, левее озера Толбо и на горе Мээрэнгийн-саала, покрытой вечными снегами. Несмотря на все предосторожности, аргал (? – ред.) был вспугнут и убежал. Так как не охотники его вспугнули, то они удивились. Вдруг они увидели какого-то «страшного человека». «Этот был очень высокого роста, совсем голый и покрытый шерстью». Притаившись, охотники наблюдали. «Тот был точно как человек, приблизительно двухметрового роста с палевой шерстью, с тёмно-коричневой остью, но на голове волосы были седые. У него мышцы на руках и ногах были очень большие, сильно развитые. Грудь широкая и толстая. Такой большой страшный человек, как казалось, не вспугнутый никем, шёл большими шагами в определённом направлении». Охотники перепугались и сели на коней. Каратишхан предложил застрелить зверя, но другой не согласился. Это было не так давно. Слухи везде распространились. В сомоне Улмаар Толбо жители, особенно школьники, настолько встревожились, что даже установили дежурство. Со временем это забылось. Оба охотника умерли. (Здесь неясно, что имел в виду автор – ред.). Бригадир бригады № 2 сельскохозяйственного объединения «Улан туг» (Красное знамя), 4 лет, член партии.

Младший брат упомянутого Каратишхана, Умбэй Белдеувай, подтверждает: «Это было осенью или зимой 1936г. Мой брат Каратишхан вместе с Камбаром охотились в начале ответвления Мэрэн горы Борит с вечными снегами, восточнее озера Толбо. Каратишхан тогда, перепуганный, вдруг вернулся домой с охоты и рассказал вышеизложенное». Новое в рассказе Белдевуая: след ноги того существа значительно длиннее человеческого. Хотя был мал в то время рассказчик, но хорошо помнит, о чём говорил брат, которого люди знали как правдивого человека.

— У горы Урт по ночам слышны голоса, похожие на человеческие, отличающиеся от тех, которые может издавать сова, другие птицы и животные. Многие местные жители говорили автору об этом. Омар, 79 лет, скотовод Кобдосского сомона: «Кажется в 1934г. (точно не помнит) это было. Далее подтверждает, что он лично тогда слышал разговоры о Каратишхане и Камбаре и передаёт их содержание. Тогдашний директор школы Толбосского сомона, ныне директор средней школы Ойгорского сомона Баян-Олгийского аймака, член МНРП, заслуженный МНР товарищ Чолтой, 56 лет сообщает: «Он не помнит точно, но, кажется, это было в 1935г. Помнится, близко было к зиме». Далее подтверждает то же самое, но добавляет: «Определённо верно то, что они однажды встревоженные приходили ко мне и в администрацию сомона и сообщали о своём приключении, говоря: «Что это такое?». Далее сообщает, «что в связи со страхом, который охватил жителей, особенно учеников, было организованно дежурство по ночам. Те охотники не были такими людьми, которые могли бы сказать неправду». «Я до сих пор думаю, что рассказ непременно был правдивым». – говорит учитель.

— Председатель Кобдосскеошго аймачного кеомитнета партии Гончисдордж сообщил автору: «До сих пор ходят слухи о том, что в капкан, поставленный на тарбаганов (монгольских сурков – ред.) казахом Кобдосского сомона нашего аймака Каламджаном Мурдзгалом, попал какой-то необычный ребёнок. Я думаю, что, возможно это был медвежонок». Бывший воин дивизии «Матада», ныне житель Кобдосского сомона Кобдосского аймака, член сельхозобъединения, 45 лет, Каламджан Мурдзгал говорит: «Капкан был поставлен в местности Хархайтын-Таг, у озера Тосрог-нор, в начале Пяти ответвлений – Табан-ойсала Алтайского хребта (ныне территория сомона Дэлун, Баян-Олгийского аймака). Когда примерно в полдень, 20 августа 1948г. пошёл проверить капкан. Когда подошёл, то обнаружил, что какое-то чёрное существо забилось в нору, закрыв вход в неё капканом. Когда потянул, оно показалось сильнее тарбагана. Ещё потянул, увидел ногу ребёнка, застрявшую в капкане щиколоткой. Удивился: откуда в этом диком месте мог появиться ребёнок? В тоже время нога не совсем была похожа на детскую, отличаясь по цвету. Хотел застрелить, но вспомнил о хозяевах зверей - злых духах и чертях, которые могут навредить дому, жене и детям, перепугался и уехал на лошади, чтобы привести людей и рассмотреть получше. По пути никого не встретил, кроме урянхайца Тахиа, которого не сумел догнать. Когда вернулся через 3-4 ч, та же нога торчала в капкане. Ступня, 5 пальцев ноги и другие признаки свидетельствовали о том, что ногу можно сравнить с ногой человеческого ребёнка. Но кожа была цвета кожи верблюда летом, к тому же покрывали редкие тёмные волосы. От удивления ослабил капкан, животное вытащило ногу и ушло в нору. От испуга и мнительности оставил капкан там же, у норы и поехал к пограничникам, располагавшимся в 10 км. Несколько удивлённых пограничников приехали к месту происшествия. Хотели раскопать нору, но особенно пугливые из них не дали этого сделать. Забрал капкан и уехал вместе с пограничниками. После этого дурного предзнаменования прекратил охотиться. В октябре 1960г. начальник отдела управления внутренних дел Кобдосского аймака, некий Ламджаб, вызвал Мурдзгала и накричал на него, обвиняя в распространении ложных слухов. Но Мурдзгала уверял, что он собственными глазами видел то животное, похожее на ребёнка.

Чабан сельхозобъединения «Улан-туг» (Красное знамя), сомона Толбо Баян-Олгийского аймака, член ревсомола, 20 лет, Дугэн-Байин Байянхой сообщает:

— это было в июле 1959г. (не помнит точного числа). Пас овец однажды у ответвления Мэрэн горы Борит. Было тихо. Вблизи не было ни людей, ни зверей. Вдруг овцы были вспугнуты. Чабан побежал к ним, увидел перед сопкой страшное животное, похожее на человека, но с густой шерстью. Оно лежало головой вперёд. Несмотря на неожиданность и испуг, пастух заметил: у этого животного волосы на голове были длинные, а шерсть на теле короткая, беловато-бурая. На другой день со стариком Телеуджаном пошёл пастух на тоже место. Они увидели на песке следы, похожие на следы человеческих ног. Скотовод бригады № 3 сомона Толбо, Баян-Олгийского аймака, 78 лет, Телеуджан подтверждает сказанное юношей Байянхоем, добавив, что Байянхой молодой человек серьёзный и непременно видел то, о чём говорит.

Чабан бригады № 4 сельхозобъединения «Джаргалын зал» («Путь к счастью») Булганского сомона, Кобдоского аймака, Батын Ишген сообщил:

— в конце октября 1945г. неся пограничную службу (всего в тот день на посту было более 60 монголов и казахов), поь хребту Тахийн-шар, направлялся в Бар-хол (Баркуль). Ехали, разделившись на отряды по 3, 5, и 10 человек. Когда один из отрядов находился на западном краю полупустыни Тур Казахской, перед вершиной песчаной дюны, в густой саксауловой роще увидели до невозможности страшного голого человека, покрытого шерстью. Лошади испугались. Но постепенно страх и всадников и лошадей рассеялся. Всадники постепенно приблизились к нему и стали кружить вокруг него. Затем даже остановились и стали есть. Попытались дать пищу волосатому человеку, но тот никак не выразил желание поесть. Когда к нему обращались, он открывал рот, высовывал язык (буквально «язык висел») и издавал страшные звуки.

Прицеливались в него, показывали нож, но он не проявлял никакого признака страха. Волосы на его теле были местами очень густыми, рыжеватого цвета. Глаза, нос, рот, уши и голова были, как у человека. Как сейчас вспоминается, что у него были блестящие глаза с большими белками, а лицо совершенно чёрное. Но челюсти были длиннее, чем у человека. Хотя всё тело в какой-то степени было покрыто шерстью, но на лице и под рукой (подмышки) почти не было волос. А руки были совершенно чёрные. Ногти на руках и ногах были очень длинные. К тому же и руки и ноги были покрыты «цыпками». Ноги были не очень длинные, половой член, как у обыкновенного человека. После осмотра большой испуг вновь овладел людьми, некоторые сочли, что то был злой дух. Были такие, которые хотели застрелить его, но на границе это делать было запрещено. Поэтому тот, живой скрылся в густой саксауловой роще уже на закате солнца. Те места безлюдные (северо-восточная сторона горы Мичин). Об этом происшествии знают чабан нашего объединения Болдын Бату и плотник Чултэм из Булгана. Но Болдын Бату сообщил: «Правда, Ишгэм всегда был человеком серьёзным и правдивым. Но он, вероятно, хорошо не помнит о встрече со странным существом, так как ошибся в том, с кем он тогда был вместе». Автор (Дамдин) полагает, что руководство Кобдосского аймака не одобряло подобные разговоры. Поэтому, возможно, Бату не стал говорить об этом.

Красная гора алмаса.

Правее реки Булган в Кобдосском аймаке есть гора Алмасын Улан-Ул («Красная гора алмаса»). Пурэбджаб, 74 лет сообщил: гора так называется издавна. По сообщениям многих людей в районе этой горы по ночам раздаются различные голоса, похожие на человеческие. Пурэджаб, Амардзая и другие старики сказали, что (как здесь говорят издревле) там водятся черти и злые духи. Член партии Амардзая сообщил: «в нашей местности всегда много разговоров, связанных с этой горой».

— У ответвления Хох-Удзур горы Алмасын-Улан осенью 1960г. местный житель Мэндээ видел, как пробежали четверо детей (которых там не могло быть).

— Несколько лет назад местный житель Хемчиг у той же горы встретился с необыкновенно страшным человеком и, заболев от страха, вскоре умер.

— Член партии Самчаа Мэндээ говорит: он, Мэндээ, тогда косил сено вместе с одним стариком. Однажды ночью внезапно раздался шум. Утром Мэндээ стал наблюдать за той стороной, откуда доносился шум, и увидел четырёх странных детей. Хотел пойти посмотреть, но старик усмотрел недоброе и запретил. Это были явно не дети, но издали даже казалось, что они были в коротких рубашках. «Хотя я до сих пор удивляюсь по поводу этих неестественных детей, но думая, что могут возникнуть кривотолки, вообще много не рассказывал людям».

Известие об одном трупе.

Автор книги разыскал ныне старшего огородника плодово-ягодной станции АН МНР на реке Булган в Кобдоском аймаке, 56-летнего Чойджоо, о ко тором выше говорил Ишген.

— Амарджарган Чойджоо говорит: это было 26 июля 1953г. около 10 ч. утра. Выехав на верблюде, у горы Алмасын Улан (юго-западные отроги горы Баянондор, на ней раньше осуществляли жертвоприношения), в овраге, проходящем по котловине, между двумя саксаулами увидел что-то седоватое. Продвигаясь по оврагу, наткнулся на труп человекообразного животного, очень большого, покрытого шерстью. Подъехав вплотную, рассмотрел внимательно, несмотря на то, что был встревожен неожиданной находкой. Животное лежало на боку, с приподнятыми: одной рукой, ногой и головой. Труп был чрезвычайно похож на человеческий, которого нельзя было отнести ни к монголам, ни к русским, ни к китайцам или казахам. Наблюдателю было ясно, что перед ним кто-то не из рода человеческого. Голова у него была большая, шея толстая, руки и ноги длинные. Животное, казалось, погибло давно. Волосы на голове длинные, На других частях тела волосы короче. Волосы и шерсть были наполнены проникшим туда песком. Вся шерсть буропалевого цвета, но подмышки, пах, живот были обволошены скудно. Кожа в паху, подмышках и других подобных местах высохла и сморщилась, она располагалась полосками, как ремни из кожи давно павшего верблюда. Часть шерсти отделилась и была разбросана ветром по песку. Вблизи трупа не было никаких предметов, которыми пользуются люди. Увидев труп не то человека, не то животного, но такого страшного, вспомнил о чертях и злых духах, убоялся и не рассказал о нём ни жене, ни детям. В связи с испытанным страхом, хорошо запомнил время, когда увидел труп. Тем не менее, о странном трупе рассказал тогдашнему председателю бага (административная единица ниже сомона), члену партии Дугару, уважаемому жителю Чойняму и директору плодоовощной станции Чимитдорджу. С Чойджоо, видевшем труп, и горным инженером Володей (стоявшим с экспедицией в районе Булгана на базе), автор, наняв трёх лошадей, поехал на место обнаружения трупа. Ехали 3 дня (8, 9 и 10 ноября 1962г.), но труп найти не смогли. Прошло довольно много времени со время его обнаружения, может быть поэтому Чойджоо не смог найти то место. Чойджоо был очень разочарован и не в духе. Искали долго, хотя и знали, что в тех местах трудно найти даже то, что находилось на определённом месте девять дней назад, не говоря уже о девяти годах (На самом деле незахороненные останки и не могли сохраниться в течение 9 лет – ред.). Автор после неудачных поисков вернулся в Улан-Батор.

ГЛАВА II. Второе путешествие на Алтай в ноябре и декабре 1963г.

«Человеческий» череп неизвестного происхождения.

— Череп поступил в АН МНР. Был он найден в районе горы Алмасын Улан, на территории Булганского сомона Кобдоского аймака (есть фотография). Старший работник Булганской плодоовощной станции Чойджоо, начальник станции Чимитдардж и другие, решив всё-таки найти описанный выше труп, после отъезда Дамдина с трудом нашли этот череп в сильно изрезанной местности северо-восточнее горы Алмасын Улан. Труп, о котором говорилось выше, очевидно был съеден хищниками или унесён потоком. Только череп был найден. На этот раз автор проехал 7000 км. (далее перечисляются посещённые им места). Вместе с Чимитдорджем, Чойджоо и другими тщательно искал автор труп, ранее виденный Чойджоо. Пишет: «Прочёсывали местность, располагаясь с интервалом 10 м. один от другого». В 3 м. от места находки черепа, по течению потока женщина Эрднээ выкопала четыре сбившихся пучка волос длиной 18-31 см. чёрно-бурого цвета. Чимитдордж, Чойджоо, автор и другие сразу же осмотрели место находки. Другая женщина ниже по течению потока выкопала на глубине около 30 см. пучок подобных же сбившихся волос, беловатых с концов, длиной 36 см. Всего было выкопано свыше 10 пучков бурого и беловатого цвета.

Хребет Толбо-хуний нурцу.

Даётся подробное географическое описание Толбо-хуни нуруу – одного из многочисленных ответвлений Алтая. Автор обращает внимание на многочисленные топонимы, связанные с обитающими там животными: «Аргалант» - с архарами; «Алмасын Улан», «Алмасын доб» - сопка алмаса; «Хунии нуруу» - хребет человека и т.д. Описывает вершины хребта Толбохунии нуру с вечными снегами. Он путешествовал по хребту на высоте 3000- 4000 м, и посетил свыше 10 впадин с отвесными стенами, достигавшими иногда высоты 00-600 м. и длиной до 3 км, где никто до Дамдина никогда не был. Описывает животный мир. Туванган Серквай из сомона Толбо Баян-Олгийского аймака, старейший член МНРП, бывший административный и партийный работник, 54 лет, депутат Великого хурала МНР рассказал:

— что в конце октября или начале ноября 1923г. (точной даты не помнит) однажды в метель, в местности Техтеин Худжир Цунхэг, на территории сомона Алтанцоготц он пас овец одного богатого уранхайца. Вдруг овцы были вспугнуты кем-то. Присмотревшись, Туванган увидел около овец рослого человека. Этот человек подошёл ближе к пастуху, сидевшему, прижавшись к скале, под висячем камнем. Несмотря на страх, рассмотрел, что человек тот был крепкий, плотный, с седыми головой и бородой. Покрыт серо-бурой шерстью, как маленький верблюжонок. Ноги и руки безмерно велики, болтался чрезвычайно большой и длинный половой член. Хотя нос, рот, глаза и уши как у человека, но существо очень страшное. Увидев пастуха, вскрикнул, как человек от испуга («какой это был звук, не помню»). Затем это существо большими шагами прошло выше на гору мимо пастуха. Сэрквай посмотрел вслед: хвоста не было, шагал как человек, несколько шатаясь из стороны в сторону. Перепуганный пастух прибежал к хозяину, покинув овец. Хозяин взял ружьё и, собрав людей, пригнал овец. Он объяснил события так: «Это хозяин гор и зверей». Автор (Дамдин), путешествуя по сомону АлтайЦого, встретился с охотником Батдорджи. Во время беседы о Серквае мать Батдорджа, 72 летняя Бачерт вставила: «Этот Серквай лет 40 назад пас наших овец». Далее в рассказе она подтвердила, что однажды, действительно, при бежал перепуганный мальчик, увидевший волосатого человека. «Наш старик тогда сказал мне: «Этот Сервай человек больших добродетелей (накопленных при предыдущих перерождениях). Он лично встретился с хозяином Алтайхана!».

— Жительница сомона Алтай-Цогоу Баян-Олгийского аймака, Хэниш Чулсин говорит, что когда она ещё была мала, старший брат пошёл за конём в горы, где было пастбище, но вернулся без коня, увидев странное живое существо. Брат вместе с сестрой после небольших розысков опять увидели в расщелине это существо. По её настоянию брат после некоторого колебания прицелился и выстрелил. Животное побежало. Руки, ноги, походка были, как у человека. Масть, как у горного козла. Покрыто шерстью (и т.д., см. подобные же описания). Без хвоста. Следы человеческие. Эта гора Тэгт, где Хэниш видела того, была местом зимнего стойбища Баян-Олдзыя, отца Батдорджа. С Батдорджем она одного поколения. Он должен знать об этом событии. Отец её тогда спрашивал дядю Баян-Олдзия, что это могло быть. И тот ответил, что: «то животное не причинит вреда человеку. Это – хозяин гор». Её старший брат Мусай – чабан в сомоне Толбо. Она сказала, что можно спросить у него. Член бригады № 1 сомона Алтанцогоц Баян-Олгийского аймака, Баянолдзийн Батдордж, 42 лет, гооворит что:

— отец ему рассказывал о встрече в местности Хурэн-Толгой на охоте с человекообразным волосатым существом. Напуганный отец там поставил обо (куча камней) и всегда приносил жертвы. После встречи с тем животным отец разбогател и приобрёл почёт и уважение людей. То существо, хозяин Алтайхана, оно, по мнению жителей этих мест, встречается только добродетельным счастливым людям. Это высший тэнгри. Отец наказывал ему (Батдорджу), если к счастью, встретится с ним этот дух, то не рассказывать никому.

— В сентябре 1961г. Батдордж видел странное животное у озера Ноган-нур (3000 м. над уровнем моря). Сперва увидел в 250 м. от себя, затем приблизился. Существо было широколицее, с длинными челюстями, волосы на голове сбившиеся, лохматые. Был он без одежды, масти синеватой, тело покрыто шерстью. Шея короткая и толстая, плечи высокие, ляжки толстые. Хвоста не было. Руки длинные, отвисающие. Всё животное крупное, быстрое в движении. Несколько горных козлов были вспугнуты им и разбежались. Хотя у Батдорджа было отличное ружьё, но у него и мысли не возникло застрелить животное (приложен рисунок, сделанный Батдорджем). Следуя дальше, Батдордж вторично увидел вдали то же существо. У него возникла мысль о хозяине Алтая.

Член сельхозобъединения «Нармандаз» («Восход») сомона Буянт, БаянОлгийского аймака, Миетапа Кодзара, 52 лет в конце марта 1962г.

— пас овец во впадине Хану или Ядзгар на западе от Шар-булага (территория сомона Буянт). Примерно в 11 часов овцы встревожились, за ними показался голый человек. Хотел его застрелить, но не решился стрелять в человека. При внимательном рассмотрении, хотя в целом, как человек, но тело было покрыто чёрно-бурой шерстью. Волосы на голове свисали до бровей. В бинокль ясно видел половой член и решил, что он мужского пола. Оба посмотрели друг на друга. Когда волосатый пошёл, чабан крикнул. Волосатый сделал 2-3 прыжка, но вдруг обернулся и встал. Чабан перетрусил, но волосатый пошёл дальше. На другой день с чабаном Мухитином пошли на то же место. Судя по следам, они решили, что шаг волосатого уже, чем у человека. Большой палец показался меньше, чем у человека. Нашли место, где он лежал. Отпечатки рук невозможно было отличить от человеческих. На этом месте было несколько волос длиной 2-3 см. тёмно–бурого цвета. Рассказ Мухитина подтверждает сообщение Кодзара. Они прошли примерно километр по следам человека. Шаг приблизитенльно составлял 40 см. Нашли лежбище. Было очевидно, что волосатый лежал, свернувшись на боку, подставив руку под голову. Видели и волосы. Когда рассказал матери, то она объяснила: «А, тот приходит в наши места. Раньше было такое существо, называвшееся хун-гуресы («человекзверь»). Нечего бояться его!».

Женщина Хунсай, 64 лет, из сельхозобъединения «Улан-Туя» («Красное сияние»), того же сомона и аймака говорит, что:

— в полдень 3 августа 1963г, на северной стороне восточного хребта Хурэн Хаирхан, у озера Толбо, овцы встревожились. Оказывается, на крутом южном склоне, метрах в 70-80 около овец стояло человекообразное существо без какой-либо одежды. Покрыто шерстью, издали синеватой или рыже-бурой масти. Оно очень быстро пошло по крутому склону горы. Неприятная походка. Обе руки свисали. Руки и ноги красноватой масти. Волосы на голове взлохмаченные. Крупное животное. Хунсай перепугалась и погнала овец домой. Рассказала мужу, который доложил в сомон. Муж подтверждает и говорит, что то место безлюдно, расположено оно в юго-западной части «Хуни нуруу» («Хребта человека»). О докладе мужа подтверждают зам. Председателя объединения сомона Надзихан и председатель Камбар.

— Начальник хозяйственного отдела Баян-Олгийского аймачного комитета партии Пурэв Сариг в конце августа 1962г, во время охоты вместе с другими, на косогоре Толбо видел следы босого человека на снегу. Через 30 м. они исчезли, так как далее не было снега. Люди говорили: «Это хозяин, хранитель Толбо». Говорят, он человекообразное существо (приложен рисунок существа, сделанный Саригом).

— Младший брат Сарига Тимур рассказал, как он, дядя, отец и старший брат вместе охотились в августе 1962г. Он слышал, как в Хай-сайр старший брат, находившийся с лошадьми, крикнул, что видит следы босого человека.

— В тот же период, на горе Толбо, человек по имени Дзарга, как он слышал, лично видел человекообразное существо.

Начальник отделения скотоводческой бригады сельхозобъединения сомона Алтанцогц Баян-Олгийского аймака Няма поведал, что:

— в июле 1962г. находился на работе в Ку-уй (Ямат – «Козлиная») в местности Даян – территория бригады № 1 сомона Сачсай Баян-Олгийского аймака. Говорили, что чабан той бригады Хосойт во время пастьбы овец видел странного человека: почти голый, с шапкой на голове (как показалось пастуху), лицо волосатое, вид страшный; находился в горах среди камней. Когда пастух привёл людей, то того уже не было.

— В 1963г, когда Няма был в бригаде № 4 объединения сомона Дэлун, человек по имени Оройхон рассказал ему, что лет 30 тому назад старший брат жены Оройхона, отличный охотник поймал женщину-алмаса и держал её у себя дома в течение двух дней. Не будучи в состоянии заставить её есть и пить, наконец, отпустил её. Она была покрыта шерстью, всё время таращила глаза.

— Начальник дома отдыха «Уджин», бывший житель сомона Толбо БаянОлгийского аймака Оразбой рассказал, как в 1934г. охотники Каратишхан и Камбар видели вблизи человекообразное существо (см. выше о Каратишхане и Камбаре). В 1962г. летом, примерно в июле, как говорили Дугэнбай и Баянхой, во время пастьбы видели голого человека. Говорят также, что женщина Хумсай летом 1963 г, работая в бригаде № 2 сомона Толбо, видела голого человека, взбирающегося на гору (см. выше – ред.).

— Начальник перевалочной базы Цаган-нор, Баян-Олгийского аймака, полковник Сособаран сообщил, что в 1960г. в районе горы Цэнгэлхаирхан местные жители видели следы босого человека на снегу.

В заключение автор главы пишет, что бывший председатель Великого хурала Ногой, управляющий банком Баян-Олгийского аймака Дженисхан, начальник дома отдыха Оразбой, начальник дорожного управления Магауйя и другие верят на основании преданий и фактов в существование алмаса на Монгольском Алтае. Раньше были сведения, что алмас перешёл сюда из Синьцзяна.

Дорогие читатели, далее идут показания из Монголии, Юго Восточной Азии и Индонезии с которыми мы с вами ознакомимся в следующей статье.

Дорогие подписчики для нас очень важно знать ваши мнения на данные темы. Ваши лайки и тем более подписки на нашу дзен страничку нам тоже очень важны.

Если же у вас есть свидетельства встречи то прошу писать их Акоеву Николаю Николаевичу на почту alamas17@yandex.ru

А если Вы свидетель встречи с так называемым "снежным человеком" и решили поделиться информацией, пожалуйста звоните бесплатно по России: 8 (800)-201-97-23. Фонд Криптосфера.

Так же можете написать Куртову Герману на почту german.kurtov@gmail.com