Найти тему

Под обложкой. Промежуточные итоги Эльдара Рязанова и режиссерская версия распространения имени Лариса

Оглавление

В этой книге наш замечательный режиссер – самый настоящий собеседник! Он доверительно рассказывает об актерах, своих коллегах-режиссерах, о местах съемок, о фильмах своих и чужих, но после прочтения очередной главы, так и кажется, что маэстро ждет ответа, читательской реакции на написанное: согласны / не согласны.

Книга из фондов библиотеки им. Горького
Книга из фондов библиотеки им. Горького

Эта книга впервые вышла в 1983 году, а затем несколько раз переиздавалась с дополнениями. В 2010 году, за пять лет до ухода из жизни, Рязанов опубликовал ее логическое завершение – «Грустное лицо комедии, или Наконец подведенные итоги». Читать рекомендуем обе книги, но начинать знакомство с творческим путем Мастера надо, конечно, с «Неподведенных итогов» – автобиографического отчета перед зрителями и читателями.

Фото из Яндекс.Картинки
Фото из Яндекс.Картинки

При поступлении во ВГИК, как пишет автор, его «кинематографическое невежество было поистине катастрофическим». На вступительных экзаменах за рецензию на фильм «Депутат Балтики» он получил тройку. Эту же оценку он получил и на завершающем испытании – на собеседовании. Его приняли в институт с пометкой «Условно». Потребовалось немало сил, чтобы избежать отчисления, которым ему после первого курса грозил руководитель, режиссер Григорий Козинцев.

Гениальность любого режиссера, на наш взгляд, в предвидении реакции зрителя. Цитата из книги: «Роль секретарши Верочки в пьесе «Сослуживцы» была иной, нежели в фильме «Служебный роман». Законодательница мод в «статистическом учреждении», молоденькая длинноногая хищница, желающая побыстрее и повыгодней выскочить замуж, практичная, бездуховная барышня – такой была Верочка в пьесе». А кто сыграл ее в фильме? Правильно, Лия Ахеджакова. По внешним параметрам – полная противоположность «длинноногой хищницы». Но вот она – магия кино и режиссерского гения: теперь никого другого в этой роли мы и видеть не захотим!

Такое же точное попадание случилось с главной женской ролью в «Жестоком романсе» по пьесе Александра Островского «Бесприданница». На сцене Ларису Огудалову блистательно воплотила Вера Комиссаржевская, в фильме Якова Протазанова (1936) ее играла талантливейшая Нина Алисова. У Рязанова роль получила Лариса Гузеева, которая «прежде никогда не снималась, не имела никакого кинематографического опыта и вообще актерской профессией почти не владела». Кто скажет, что она не справилась с ролью, если сам режиссер остался доволен ее работой?

В галерее ниже – цитаты из блистательной книги Эльдара Александровича Рязанова.

«Подбирая стихи к «Жестокому романсу», я не смог найти стихотворного текста к одному важному эпизоду и вынужден был сам заняться сочинительством», – сообщает режиссер. Он написал стихотворение «Я, словно бабочка, к огню…», но «представил это дело так, будто эти слова принадлежат Юнне Мориц».

Второй случай. Представьте себе осенний лес, затвердевшую от первого заморозка землю, поле, не горизонте узкую полоску дальнего леса, серо-синие низкие облака…

«И вдруг сама собой возникла первая строчка:

– У природы нет плохой погоды…

Не успел я изумиться этому явлению, как следом родилась вторая:

– Каждая погода – благодать…»

Эти стихи Рязанов выдал за произведение Уильяма Блейка. Почему? Зачем? Об этом в книге. В ней все: удачи, провалы, запреты, обширные ответы на вопросы зрителей с многочисленных встреч, беспристрастная оценка собственного творчества.

Когда человек искусства оставляет после себя подобные книги, невосполнимая утрата переживается легче: перелистай страницы или включи фильм, и он – рядом.

Мы рекомендуем вам самые интересные книги.

Оставайтесь с нами!