Найти тему

Бесы и суеверия

Оглавление

Начнем с Плутарха. Он жил около 45–127 г. н.э. Неоднократно в своих трудах он говорит, что слово демон (бес) имеет пять основных значения.

  • Бог, божество.
  • Души умерших существ, которые переходили на различные ступени бытия.
  • Духи предков, заинтересованные в наших делах. (Сегодня актуально в Африке).
  • Обозначение посредников. Некое духовное существо между миром небесным и земным. И эти посредники могли быть добрыми и злыми. Хотя в большинстве даже греки верили, что они злые. В христианстве всегда люди воспринимали этих посредников, как злых духов. В языческой мысли демон мог творить добро и творить зло.
  • Демон — личный дух хранитель. Это тоже распространенная точка зрения сегодня. В христианстве это трансформировалось в понимание личного ангела-хранителя. Он наблюдает и надзирает за человеком.

Иудеи говорили о существовании злых духов. Грекоговорящие иудеи восприняли слово — демон. Но даже они использовали чаще термин — злой дух. Иудейская литература постветхозаветного периода давала различные идеи происхождения духов. Одна апокрифическая книга — 1я книга Еноха дает такое объяснение. Ангел сказал мне: «Это то место, где оканчивается небо и земля; оно служит темницей для звёзд небесных и для воинства небесного. И эти звёзды, которые катятся над огнём, суть те самые, которые преступили повеление Божие пред своим восходом, так как они пришли не в своё определённое время. И Он разгневался на них и связал их до времени, когда окончится их вина, — в год тайны». И Уриил сказал мне: «Здесь будут находиться духи ангелов, которые соединились с жёнами и, принявши различные виды, осквернили людей и соблазнили их, чтобы они приносили жертвы демонам, как богам,- будут находиться именно в тот день, когда над ними будет произведён великий суд, пока не постигнет их конечная участь. (Енох 4:21—24)

Некоторое толкователи связывают рождение демонов в виде великанов с их падением и той же связью с земными женщинами.

Бытие 6:1—4

Считалось, что духи этих великанов не только искушали, но так же обвиняли людей в грехах и брали на себя ответственность за наказание людей. Вторая книга Еноха говорит о восстании, которое произошло среди ангелов. И бунт ангелов был связан с понимание позиции человека, которое он занимал в творении. Именно данная позиция, отчасти заимствованная у греков и язычников легла во многие, в том числе церковные традиции. И поэтому понятно почему уже во второканонической книги Товифь говорится о допустимом использовании магических средств, что бы защитить себя от злых духов.

А путники вечером пришли к реке Тигру и остановились там на ночь. Юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю. И сказал ему Ангел: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь, и сбереги их. Юноша так и сделал, как сказал ему Ангел; рыбу же испекли и съели; и пошли дальше и дошли до Екбатан. И сказал юноша Ангелу: брат Азария, к чему эта печень и сердце и желчь из рыбы? Он отвечал: если кого мучит демон или злой дух, то сердцем и печенью должно курить пред таким мужчиною или женщиною, и более уже не будет мучиться; а желчью помазать человека, который имеет бельма на глазах, и он исцелится. (Товит 6:2—9)

Это явно было заимствованно из язычества, так как даже в Ветхом Завете ничего подобного нет. Единственно, что упоминается как мера воздействия на Саула и его злого духа — игра на гуслях.

1-я Царств 16:14—16

Хотя даже в этом моменте ничего не говорится об автономии действий злого духа. «Злой дух от Господа возмущал Саула». И в этой истории нет ничего о целях Давида по изгнанию злого духа из Саула. Поэтому очевидно, что идеология автономности злого Духа или демона стало очевидна в межзаветный период. Вместе с этим только небиблейские и языческие тексты предлагают идею различных суеверных действий для изгнания этого влияния. Другими словами была сформирована идея, что магия — защитное средство от влияния злых духов. Мы знаем, что в Кумране нашли свитки Мертвого моря. Некоторые из них выражают концепцию: У человека два духа. Один добрый, другой злой. Первый побуждает творит доброй, другой зло.

Что говорят раннехристианские авторы об этой проблеме? В отношении происхождения бесов, раннехристианские авторы отражали целый ряд убеждений. Но все они соглашались с тем, что бесы не были созданы как творения, обладающие злой силой. Они стали злыми, по собственной воле, решив последовать за дьяволом. Единственным логическим объяснением в их глазах было понимание, что в один момент некоторые ангелы отвернулись от Бога. Т.е дьявол и зло не является равноценным началом и вечной константой (в отличии от языческого учения). И сам дьявол не может сделать того, что может сделать Бога. К примеру, он не может творить вечные вещи. Так же в раннехристианском понимании бес — это злое, порочное существо. Ориген начало 3 столетия, образованный человек того времени, написал: «По нашему представлению все называемые бесами являются злыми силами».

В христианской терминологии слово ангел чаще используется в отношении добрых, духовных существ. Ангелы были духовными посредниками. Бесы — были теми, кто взбунтовался против Бога. И они отвечали за большее количество зла в мире. Тертулиант 200 г.н.э; «Вся деятельность бесов направлена на разрушение человечества».

Иустин Мученик 150 упоминает, что дела бесов — убийство, распущенность, войны. Но не только зло, но и грех — результат действия бесов. Считалось, что темные силы побуждают, провоцируют человека на грех. Однако же обман и другие дела сатаны имеют силу лишь над теми, кто соглашается с их влиянием, с теми, кто идет им на встречу. Авторы постоянно утверждают понятие свободы воли человека.

Ориген: «Даже сам дьявол не может ничего поделать с теми, кто полагается на Бога». «И ангелы и бесы лишь могут предложить, но не могут заставить». Описывая ситуацию гонений во времена римской империи ранние христиане предписывали факт гонений так же влиянию бесов. Плюс к этому христианские авторы объясняли наличие ересей и лжеучений действию бесов. То же самое утверждал и апостол Павел (1-е Тимофею 4:1—3). Часто высказывается связь бесов с магией и волшебством. Авторы первого — третьего века не отвергали, что колдуны имею силу. Но всегда утверждали, что это сила сатаны и бесов. Они учили основывать свои утверждения не на фактах способности делать чудеса, а исходя из нравственно состояния человека. И так же оценивать результат жизни человека. Соучастие в победе над бесами приходит при крещении. Продолжение христианского образа жизни, отторжение греха, отторжение искушение ослабляет работу злых сил в мире.

Все признавали, что распространение христианства привело к уменьшению влиянию злых сил. Мученические страдания Христа то же были фактом победы над их влиянием. И из истории это видно. Там где проповедовалось Писание, влияние сатаны уменьшалось. Раннехристианские авторы: «Те кто живет по благовестию не покоряются магии и бесам». Если вернуться немного назад, то мы увидим, что раввинистическая литература описывает демонов с человеческими характеристиками. Она говорит, что демоны ниже ангелов, но возвышаются над людьми. Но прим этом, уже в Ветхом Завете очевидно осуждение тем, кто поклонятся подобным явлениям.

Второзаконие 32:16—18

Литература раввинов так же отожествляет демонов с божествами языческих народов. И если в Ветхом Завете хоть и есть примеры демонизации общества, но мало. То, мир, в котором родился Иисус — это мир наполненный демонами. Так считали большинство людей того времени. И поэтому неудивительно, что Иисус на страницах Нового Завета часто встречается с демонами и бесами.

Лука 8:26—39

Эта история содержит множество элементов, которая содержит популярную демонологию того времени.

  • Считалось, что бесы и демоны живут в пустынных местах, особенно на кладбищах.
  • Считалось, что демон может всецело овладеть человеком. И вот тогда он вел себя как тот, кто потерял рассудок, так как другая личность поселилась в нем. Мы видим контраст до того как он получил исцеление и после.
  • Считалось, что демон может давать ненормальные способности тому, кто им одержим.
  • Так же считалось, что знание личного имени давало контроль над личностью, которое носит это имя. Так же считалось, что могут быть случаи изгнания бесов из человеков.
  • Считалось, что бесы могут быть не только в людях, но и в животных.
  • Окончательное место куда должны были попасть бесы — бездна.

Иисус воспринимал бесов как реально существующих, а не просто снисходительно относился к доминирующему представлению народа.

Демоны часто ассоциировались с физическими заболеваниями. Но заболевания и одержимость различались. (Лука 6:18). Демоны являлись духовными существами, у которых была сверхчеловеческая способность знать что-то. И сверхчеловеческая сила. (Лука 4:34).

Демоны представляются как нечистые, злые духи. Духовные существа, которые находятся в состоянии бунта против Бога. (Лука 4:33)

Люди были полем битвы, где происходила борьба между Иисусом и бесами. Иисус относился к одержимости так же как к любой болезни. Но Иисус не считал, что у бесов есть какое-то законное право захватывать человека. Демоны действовали под руководство сатаны и являлись представителями Его Царства. (Лука 13:11,16. 11:14,18). Но что выделяется, когда мы рассматриваем встречи Иисуса и бесов, так это какой властью Он обладал над ними. Подчинение бесов не является окончательной победы над силой зла, но является предвкушение окончательной победы. (Лука 11:20—22). Благодаря власти, которую Иисус проявил над бесами, можно не сомневаться в окончательной победе Бога. (Лука 10:17—20, Матфея 8:29, 25:41). Не только Иисус обладал властью над бесами. Но он давал эту власть своим ученикам. Всякое место, где есть Дух Святой там нет места бесам. (Лука 11:24—26). Иисусу была дана власть благодаря Его полному подчинению воли Отца. Точно такое же наше подчинение Богу дает полномочия и власть. (Марка 9:29, Матфея 7:21—23)

Христианам не нужно бояться бесов и их влияния. Мы служим Господу, который превосходи все духовные силы. И ОН дает нам власть над ними.

Касаемо последней встречи Иисуса и бесов. Он говорит, что есть вещи гораздо более важные, чем встреча с бесами. Это подчинение Богу и исполнение заповедей. Иисус послал своих учеников для проповеди евангелия, они вернулись радуясь. Иисус подводит некое заключение на то, что от них услышал. (Лука 10:20). Но сколько бы не было важно превосходить злых духов. Есть гораздо более важные вещи — имена ваши записаны на небесах. (Матфея 7:21—23). Могли ли люди, не следовавшие за Иисусом изгонять бесов — вопрос дискуссионный. И он не спорил с ними, но это не служит доказательством их духовной силы. Возможно, эти слова являются руководством в разговоре с теми, кто говорит, что творит чудеса и являет магическую силу. Но лучший подход — кто исполняет волю Отца. Бесов связали с идолопоклонством. (1-е Коринфянам 10:19—21). Они связывались с лжеучением (1-е Тим 4:1)

Павел не часто использует слово бес. Он на этот же духовный феномен ссылается используя другие слова. Как мы читали он называет их начальствами, мироправителями века сего. Дьявол искуситель, но он не имеет никакой силы без согласия человека с этим искушением.

Иакова 1:14, Иакова 4:7—8

Как мы читаем об искушении Иисуса дьявол может нас искушать. В нашей власти противостоят искушения. И это благодаря превосходству Иисуса над дьяволом.

Ефесянам 1:19—23, Колоссянам 1:16, 2:15

Превосходство Христа над всеми силами. Победа ассоциируется с проповедью евангелия. Другими словами там, где евангелие проповедуется, там духовная битва с демонами выигрывается.

Ефесянам 3:8—11, Римлянам 8:37—39

Твердое утверждение о победе. Ничто не может отлучить нас от любви во Христе. Книга Откровения учит об обреченности дьявола и его роковой судьбе. Его власть обречена. Мы вовлечены в духовный конфликт, но в исходе этой войны не стоит сомневаться. Мы служим Господу, который через крест и воскресение совершил победу над силами зла и грехом. Поэтому окончательная наша победа гарантированна.

1. Существуют ли бесы сегодня? Чем они занимаются?

На этот вопрос есть четыре ответа, которые я встретил в различной литературе;

  • Бесов никогда не существовало. Наличие отрывков об изгнании бесов объясняется как снисходительное отношение Христа к ментальности того времени.
  • Бесы существовали и существуют и осуществляют туже саму работу, что и во времена Христа
  • Бесы существовали. Но Христос нанес сокрушительно поражение, и их нет сегодня.
  • Бесы существую, но их силы весьма ограниченны сегодня.

Очевидно, что первая точка зрения не имеет права на жизнь. Мы не встречаем даже намека на его несерьезное восприятие по борьбе с бесами и демонами. Он воспринимал данную практику так же всерьез как и практику идолослужения. Поэтому я верю в существование личностных сил зла, которые борются с Богом и искушают человека.

С другой стороны утверждать, что они имеют такую же силу как и раньше — неверно. Это то же само, что опровергать победу Христа над силами зла. (Колоссянам 2:13—15). Плюс ко всему не стоит забывать о том, что сегодня христианство — это практика многих народов. Евангелие ширится и силы зла проигрывают битву за битвой.

На мой взгляд, четвертая точка зрения наиболее приемлема. Силы бесов ограничены и их окончательное поражение предопределенно. Библия ясно учит нас, что дьявол и его приспешники не могут победить человека, если только он сам этого не позволит. Нам важно не сдаваться в борьбе за свою праведность и продолжать расширять пределы Божьего Царства делясь своей верой с людьми.

2. Является ли актуальной практика экзорцизма

Экзорцизм «изгнания демонов» — существующая в различных культурах и религиях практика изгнания злых духов, бесов из человека, избавление человека от одержимости ими с помощью заклинаний, молитв и других обрядовых действий, проводимая специально подготовленным священником-экзорцистом. При этом, считается, что бесы порой проявляют себя нечеловеческими голосами, как бы каркают и рычат, вопиют, бьются, плачут, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения. В православии экзорцизм также называется «отчитка». Для ответа на этот вопрос нам стоит вспомнить Писание и те выводы, которые мы уже сделали.

  • Иисус одержал победу над силами зла. Он даже спускался в темнице к духам, сойдя, проповедал» (1-е Петра 3:19, 1-е Иоанна 3:8). Сегодня их влияние ограничено в силу проигранной битвы и из-за распространения христианства. Бесы больше не действуют, так как в первом столетии.
  • Силы тьмы не могут войти в человека без его желания.
  • Бесы не живут в христианах, так как в них живет Дух Святой.
  • Господь запрещал говорить бесноватым, и раннехристианские авторы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.
  • Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются [2].
  • Практика экзорцизма существует во всех языческих культах. Что безусловно опровергает идею, что этот феномен может быть в жизни благочестивых христиан. Ведь если бесы борются за души христиан, то в чем их смысл борьбы в душах утвержденных язычников. И как языческие шаманы изгоняют бесов и очищают души тех, кто и не планировал принимать Христа?
  • Борьба с бесами должна проходить по плану предложенному Христом.

«сей род изгоняется только молитвою и постом» (Матвея 17:21). Другими словами, если человек желает победы над тьмою, ему важно уверовать, покаяться и креститься. И Бог обещает, что Дух Святой войдет в него и уже не будет места дьяволу. Итак, современная практика экзорцизма как минимум сомнительна, как максимум является жалкой имитацией духовной борьбы уводящих людей в сторону от истинной победы через веру, покаяние и крещение во Христа.

3. Современные суеверия

Большинство бытующих суеверий, бытующих в России, связанны с неадекватным и искаженным восприятие веры. Все это совершается без осознания духовной борьбы, которая идет за наши души. Все суеверия делятся на несколько групп. К наиболее значительной группе принадлежат языческие суеверия. Эти суеверия напрямую связаны с антихристианским языческим миросозерцанием. Они имеют свои истоки в политеистических религиях, которые отрицают бытие Бога, отвергают Творца мира. Вместо Бога они обожествляют созданные Богом явления тварного мира, наделяя их свойствами Божества. Так возникает масса мелких «божков», которые обладают атрибутами всеведения, вездесущия, всемогущества, но в то же время являются частью самого преходящего и изменчивого мира. Например, астрология обожествляет безличные космические объекты, наделяя их способностью влиять на жизнь людей, контролировать и определять человеческие судьбы. Но такой способностью может обладать лишь Создатель человека, Который знает его жизнь от момента зачатия до смерти.

Оккультизм учит о «скрытых силах», способных влиять на человеческую жизнь, обожествляет их, категорически отрицая благодатную силу Самого Творца Вселенной. Не объяснив вразумительно природу скрытых сил, оккультизм оправдывает сомнительную практику целительства, якобы избавляющую человека от всех плохих жизненных ситуаций. Причем избавление происходит вне всякого обращения к Богу, создавшему человека и всегда способного прийти ему на помощь. К наиболее модным оккультным доктринам можно отнести фэн-шуй, который с помощью скрытых сил помогает человеку обустроить свой дом вплоть до определения даты покупки мебели и материала интерьера. К языческим суевериям несомненно принадлежит и уфология, смыкающаяся с оккультизмом. Она развертывает сомнительное учение о творении человека неведомыми пришельцами. Последние, согласно доктринам уфологов, уже давно превратились в скрытые оккультные силы, манипулирующие человеком и даже космосом, что позволяет рассматривать их как языческих богов, создавших человека и управляющих миром.

Менее значительные суеверия — это суеверия, распространенные в народе. От языческих их отличает то, что они не представляют целостного языческого миросозерцания, а существуют отрывочно и обособленно, не включаясь в какую-либо целостную систему миропонимания. Для удобства их лучше назвать народными, поскольку их передача осуществляется не от некоего «эксперта» языческих знаний (целителя, колдуна, оккультиста, экстрасенса или уфолога), а от простого, неосведомленного в религии человека к такому же человеку. Вместе с тем эти суеверия несомненно связаны с язычеством. Их можно охарактеризовать как неосознанное язычество, поскольку безотчетный страх человека перед числами, датами, поступками, предметами представляет собой тот или иной фрагмент языческого мировоззрения или языческое отношение к миру. Так, вера в завязанные узелки, платочки, счастливые или несчастливые дни предполагает веру во всемогущество вещей и чисел, а значит, ведет к их обожествлению. Самое интересное заключается в том, что практически не существует универсальных примет и суеверий, которые бы были одинаковыми во всех странах и народах. В действительности дело обстоит совсем наоборот. У каждого народа существуют какие-то свои суеверия и приметы, которые в других странах могут означать нечто другое, а зачастую — совершенно противоположное. Это показывает противоречивость примет и суеверий.

Рассмотрим этот факт на примере суеверий, связанных с кошками:

  • Черные коты приносят удачу и достаток. — Английское поверье.
  • В пятницу, 13-го числа, всем черным котам хозяева обязаны надевать колокольчики, выпуская их на улицу. — Закон в Лик-Спрингсе, штат Индиана, США.
  • Черный кот на крыльце — достаток в доме. — Шотландская примета.
  • Остерегайтесь людей, которые не любят котов. — Ирландская пословица.
  • Дом без кота или собаки — это дом скряги. — Португальская пословица.

Если дома черный кот (кошка), в нем не переведутся любовники. — Старая английская пословица.

Такая противоречивость в толковании тех или иных примет свидетельствует о том, что всё это ни что иное, как обыкновенные человеческие суеверия и предрассудки, недостойные нашего внимания, и уж тем более — нашего поклонения. Ведь страх перед суевериями, в которые мы верим, является ничем иным, как одной из форм поклонения.

Языческие суеверия всегда стремились проникнуть в Церковь. Но Церковь твердо противостоит им своим догматическим учением, утверждающим первопричину мира только во всемогущем Боге. Тем не менее для языческого сознания остается возможность использовать религиозную практику Церкви для своих нехристианских целей. Такое использование Церкви не по назначению рождает околоцерковные суеверия. Например, использование богослужебной практики с нехристианскими целями ведет к обрядоверию. Здесь уже нет места Богопознанию и Богопочитанию, поскольку богослужение используется для достижения сиюминутных выгод, а не для наставления души и стяжания Божественной благодати. Околоцерковные суеверия — всегда псевдохристианство. Они не имеют ничего общего с христианской религией, а только прикрывают церковной практикой не преодоленное языческое мировоззрение. Божье Слово всегда противилось и обличало подобные грехи:

Левит 19:26—31, 1 Царств 15:23, Малахия 3:5, Второзаконие 18:9—13.

Нам нужно помнить слова: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. (Иеремии 10:2)

И хотя он говорит о «знамениях небесных», а не о черных кошках, возвращениях, лестницах и канализационных люках, но он особенно подчеркивает суеверные обычаи язычников в противовес четкому учению Библии. А Библия действительно нигде не учит бояться того, чего боятся суеверные. Библия не учит ни о сглазах, ни о наговорах, ни о несчастьях, связанных с тем или иным поведением животных или людей, а тем более отдельных предметов. Библия совершенно не учит, что плевки или постукивания по дереву способно отвести какое-либо зло и так далее. Не учитесь путям язычников и не страшитесь того, чего они страшатся — вот слова Господа каждому из нас.