Найти тему

Зачем США ускоренно избавляются от новых боевых кораблей

Два новейших боевых корабля, на которые ВМС США возлагали большие надежды, будут списаны в ближайшее время. О каких именно кораблях идет речь, какие фатальные проблемы заставляют отправить их в резерв – и почему эта позорная история является типичной для американского военно-морского флота?

ВМС США объявили о списании двух первых «литторальных боевых кораблей» (Littioral combat ship, LCS). «Индепенденс» (USS Independence), от же LCS-2, будет списан 31 июля, а «Фридом» (USS Freedom), он же LCS-1, будет выведен в резерв 30 сентября. Это событие – в некотором роде веха. Стоит еще раз вспомнить, что за ним стояло.

Идея и реализация

История этого проекта – это история бесконечного позора. Он появился как карательный инструмент – боевой корабль для мира, где у Америки настолько нет соперников, что руки развязаны полностью, и даже никакое тяжелое оружие не нужно – отстреливай себе катера да моторки стран, не желающих прогибаться под дядю Сэма. Именно поэтому на корабле и не предусматривалось никакое ударное оружие, они не несли ни противокорабельных ракет, ни ракет для удара по «берегу».

-2

Но такой мир – колония США не появился. Уже этого одного хватит, чтобы считать идею провальной, но это было только начало. На этапе создания концепции будущего корабля в него попала модульная архитектура. Это был еще один смертельный удар по проекту.

Во-первых, модули требуют объемов в корпусе, а объемы увеличивают обводы. Последние повышают гидродинамическое сопротивление воды при движении корабля и снижают его скорость. А этим кораблям, чтобы биться с моторками, нужна была скорость. Сочетание роста обводов и требований скорости потребовало дорогой и сложной главной энергетической установки, которая, в свою очередь, на кораблях типа «Фридом» оказалась и ненадежной, и неисправимой. Корабли могут ходить только под дизелями на 10–12 узлах, не более, а это означает полную небоеспособность – даже против моторок.

USS «Coronado» (LCS-4) built by Austal USA, Mobile, Alabama.
USS «Coronado» (LCS-4) built by Austal USA, Mobile, Alabama.

Еще один удар модульность нанесла по самим модулям – их просто не смогли создать вовремя. В итоге корабли ходят с несколькими пушками калибров 30 и 57 миллиметров и зенитным комплексом малой дальности. То есть они просто безоружны! Идеологи проекта фатально ошиблись с пропорциями между уровнем автоматизации и количеством членов экипажа. В итоге при вроде как высокой автоматизации на кораблях не хватает людей, и ВМС раздули численность до предельно возможной. А ведь возможность обходиться минимальным экипажем была одной из «фишек» проекта.

USS «Coronado» (LCS-4) built by Austal USA, Mobile, Alabama.
USS «Coronado» (LCS-4) built by Austal USA, Mobile, Alabama.

И – вишенка на торте – интервалы ремонтов и обслуживания такие, что о полноценных «деплойментах» (применительно к ВМС – боевых службах) и речи вести нельзя было – корабль любого типа, хоть «Фридом», хоть «Индепенденс», требовал ремонта меньше чем через месяц.

Неудивительно, что эти корабли сталкиваются в США со шквалом критики. В попытке придать их существованию хоть какой-то смысл ВМС начали программу вооружения этих кораблей противокорабельными ракетами.

Littoral Combat Ship USS «Montgomery»
Littoral Combat Ship USS «Montgomery»

Надо сказать, что в случае с «Индепенденсами», которые могут идти быстрее 40 узлов и не ломаться, это действительно повышает ценность кораблей. Работы над модулями американцы тоже ускорили. Сейчас в строю модуль с малогабаритными ракетами «Хеллфайр» для отражения массовых атак самоубийц на моторках, идут работы над противоминными и противолодочными системами.

Но все это полумеры, которые могут придать этим кораблям лишь относительную полезность. А реальная стратегия ВМС США по отношению к этим кораблям сейчас другая – быстренько от них избавиться.

Убить LCS

Около года назад ВМС окончательно озвучили судьбу, которая ждет серию. Во-первых, противолодочный и противоминный модули будут установлены на эти корабли навсегда – примерно поровну. И более они меняться не будут. Для каждого из кораблей будет сформировано два экипажа, чтобы эти корабли могли постоянно находиться на боевых службах – безвылазно. Таким методами ВМС очень быстро, что называется, «умотают» эти и без того ненадежные корабли, чтобы потом можно было по-быстрому их списывать, мотивируя это их ужасным (а оно будет именно таким) техническим состоянием.

-6

Тогда же было озвучено то, что первые четыре корабля, по два каждого типа, «Фридом» и «Индепенденс», будут списаны в ускоренном порядке. Якобы на первые корабли выпало слишком много разных экспериментов и испытаний, и поэтому их пора списать. И вот сейчас ВМС приступили к этому процессу – первые два корабля уйдут в резерв, из которого, видимо, никогда не вернутся, после 11 («Индепенденс») и 13 («Фридом») лет службы. При назначенном сроке службы в 25 лет.

Littoral Combat Ship (LCS) USS  «Freedom»
Littoral Combat Ship (LCS) USS «Freedom»

По идее надо сказать «скатертью дорожка» и забыть, но такое ускоренное списание LCS выводит из тени одну неизвестную в России практику ВМС США. Дело в том, что целенаправленная отправка на лом кораблей, которым еще служить и служить, это не что-то характерное только для LCS. Американцы вообще всегда так делают.

Ходовые «единички» под газорезку

Представьте себе, что вы военный чиновник в Департаменте ВМС США или адмирал, и вы желаете после отставки получить местечко в ВПК, где есть огромный оклад и нет никаких обязанностей и никакой ответственности. Как это сделать? Конечно же, обеспечить промышленности большие заказы на новые корабли. Но что делать, если в ВМС и так новые корабли, еще не отходившие даже половину назначенного срока службы?

Ответ следующий – надо пустить под газорезку новые корабли и вместо них за государственный счет заказать еще более новые. Много лет подряд это является распространенной практикой в ВМС США.

SSN-705 «Los Angeles»
SSN-705 «Los Angeles»

Примеры – большая часть подлодок «Лос-Анджелес» (из тех, что уже списаны) была списана, проходив в среднем 21,9 года при назначенном сроке службы в 30. И это при том, что это даже сейчас очень хорошая подлодка. Есть мнение, что американцы не хотели платить за ремонты и замены активных зон реакторов. Но те 350 млн долларов, которые эта процедура стоила на момент списания лодок, не идут ни в какое сравнение со стоимостью новых «Вирджиний».

SSN-790 «South Dakota»
SSN-790 «South Dakota»

Это не единственный пример. ВМС США списали пару быстроходных универсальных транспортов снабжения типа «Супплай» (Supply, переводится как «снабжать»), чтобы сэкономить деньги, когда кораблям было восемь и девять лет. Их отдали в командование морских перевозок, где они, похоже, сгниют, и вот сейчас они строят новый плавтыл.

Отдельная история – попытки избавиться от крейсеров типа «Тикондерога», которые ВМС предпринимают уже много лет.

На сегодня успехи следующие: на эту десятилетку запланирован вывод из боевого состава 11 кораблей. Конечно, эти крейсеры уже старые, их возраст приближается к 40 годам, но они были очень хорошо построены, проходили своевременно ремонты и модернизации и могут служить еще долго. Именно поэтому в Конгрессе идет ожесточенная борьба за то, чтобы запретить флоту выводить эти корабли из боевого состава. Для чего ВМС хочет сделать это? Чтобы заказать новые эсминцы «Арли Берк», конечно же.

CVN-75 USS «Harry S.Truman»
CVN-75 USS «Harry S.Truman»

Также ВМС пытались списать авианосец «Трумэн», и тоже не потому, что «авианосцы устарели», а чтобы построить еще один авианосец типа «Форд». Эсминцы типа «Спрюэнс» тоже списывались по той же схеме – самым молодым из них было 20 лет, при этом их своевременно ремонтировали и модернизировали. Но надо было «дать дорогу» эсминцам «Арли Берк».

В общем, американская бюджетная «пилорама» настолько огромна, что с земли ее не видно. И она не противоречит всем этим программам типа «355 кораблей» и так далее – ведь чем больше кораблей будет списано, тем больше придется строить. А это именно то, что надо.

-11

Раннее списание LCS позволит флоту высвободить бюджеты для новых кораблей. Пока это фрегаты типа «Констеллейшн» (Constellation) – еще один странный проект без вменяемой концепции за ним, но хоть не безоружный. Потом к фрегатам гарантированно добавятся и другие проекты. Позорная эпопея с «литторальными боевыми кораблями» будет продолжаться, и позора в ней не убавится. А практика списания ходовых кораблей ради работы кораблестроительного конвейера продолжится и потом.


Фото: US Navy/Global Look Press
Текст:
Александр Тимохин

27 мая 2021, 20:00