Последние пару лет замечаю за собой, что в ответ на любой вид конфликта все чаще хочется просто замолчать и спрятаться в раковину, как улитка втянуть рожки. Похоже, попадаю в ловушку игнорирования. Рифы рукоприкладства и мели сквернословия относительно благополучно пройдены. А если мама немного (от нескольких минут до нескольких часов (в запущенных случаях дней)) помолчит, таки ничего страшного не произойдет.
Но это неправда. Ведь я то знаю, что своим молчанием хочу наказать любящее меня существо. Наказать так, чтобы он сам почувствовал неправоту. При этом осознания совершенного проступка ребенком без подробного объяснения взрослого не будет абсолютно. Замкнутый круг получается, друзья.
Ставь лайк, дружище!
Кроме того, с моей стороны идет посыл: “Ты плохо поступил - ты плохой”. Или “ Я отказываюсь с тобой общаться, потому что ты плохой”. И собственное самолюбование: “Я то хорошая - сдерживаюсь и не ругаюсь”. Все это психологическое безобразие ребенок принимает за чистую монету и проходит совсем немного времени, как получаем плоды в виде ответной манипулятивности и коварства.
Но что же делать?
“Наказание” - это указание правильного пути. И именно от этого утверждения будем плясать. Что я хочу от “наказания”? Понимания ребенком “Что такое хорошо, и что такое плохо”. Отсюда видно основное правило “наказания”, оно еще называется “методом естественных последствий”. То, что получаешь из содеянного проступка. Не пришел вовремя - значит рано самостоятельно гулять. Проспишь - опоздаешь. Опоздаешь на обед - останешься голодным.
Честно признаюсь, этот метод дается мне неимоверным трудом. Хотя он самый действенный. Сын (11 лет), к столу выходил не торопясь, мог прилично опоздать. Всего один раз мне потребовалось собрать волю в кулак и оставить великовозрастное дите без обеда. Не поддаться на провокации в течении дня и уже вечером того дня сынок сидел за столом первее всех и стучал ложкой. С тех пор прошло 2 года. Теперь достаточно спокойно напомнить о возможности лишения еды, как дите тут как тут.
Или насчет опоздания. Каждое утро наступала на одни и те же родные и любимые грабли. Сначала вежливо, затем с нарастающей угрозой в голосе просила старшего школьника приподнять корму с кровати и собираться в школу. Переживала, что опоздает, это понятно. Скрытые мотивы присутствовали, как же без них: не хочу, чтобы меня считали плохой матерью, у которой дети опаздывают. Здесь посложнее, чем с едой. Но тоже получилось. Пешочком сходил 2 раза до школы (обычно отвожу), и начал хорошо вставать сам.
Следующий метод, дающийся мне полегче - метод “логических последствий”. Если трехлетка Катя не перестанет использовать обои вместо бумаги, у нее заберут фломастеры (хотя беру стирающиеся всегда). Но здесь очень важна лично ваша, внутренняя дисциплина и самоконтроль. Сегодня у нас в доме такие правила, завтра другие, послезавтра третьи. Сегодня настроение хорошее, и можно смотреть мульты до упаду. Завтра плохое, и на отказ выключить телевизор, начнется родительская истерика и устанавливание новых правил. Так дело не пойдет, ребенок просто растеряется.
Хотя психологи не рекомендуют использовать эти методы до 5 лет, думаю, надо смотреть по адекватности и готовности каждого ребенка индивидуально.
Азбучные истины, прописанные в этой статье, ответственным родителям стоит вспоминать почаще.
И мне лично тоже)))
Комментарии приветствуются аплодисментами!
Еще глаголы автора:
Делать ли уроки вместе с ребенком в начальной школе
О том, как важно ребенку знать своих предков