В штате Колорадо были открыты пещерные селения, которые покинули несколько столетий тому назад их жители
Однажды ясным декабрьским утром 1888 года Ричард Уэзерилл и его двоюродный брат Чарли Мейсон ехали верхом через дикую местность Меса-Верде на юго-западе штата Колорадо. Оба фермера искали своих заблудившихся коров.
Перед ними внезапно открылся “Зелёный Стол”, так испанцы назвали мощный горный массив, который разом резко вырастает из долины, вздымается на 600 метров вверх и образует н высоте 2300 метров над уровнем моря изрезанное расщелинами плато площадью 32 на 24 километра.
В песчаниковой поверхности плато за миллионы лет образовались глубокие ущелья, а на их скальных стенах появились каменные выступы, ниши и входные отверстия глубоких пещер.
Фермеры сделали привал напротив крутой стены каньона и внезапно заметили в огромном овальном отверстии пещеры - куда как раз попадало утреннее солнце - разрушенный город, который, казалось, парил в воздухе. Так они открыли Скальный дворец.
То, что здесь, в этой, казалось бы, неприступной местности, жил когда-то народ с высоким уровнем культуры, уже отразилось в мифах индейцев племени навахо. Навахо пришли сюда позже, и нашли невредимые, но пустые селения без каких-либо следов жителей.
Они назвали этих жителей “анасази”, “те, которые были здесь до нас”. Археологи переняли это имя от индейцев племени пуэбло.
Вход только по приставной лестнице
Скальные жилища простояли пустыми 600 лет, ни один испанец и не один американец никогда их не видел. Однако в том же году Уэзерилл обнаружил в каменных стенах ещё два больших селения.
Жадные до трофеев авантюристы обшарили после этого всю территорию Месы. Этих странных поселений открывалось всё больше, их разграбляли и разрушали. Сокровищ там не находили, только закутанные в рогожу скелеты и предметы домашнего обихода.
В 1906 году правительство объявило эту местность Национальным парком и положило конец вандализму. Через сто лет после случайной находки археологи напали на след анасази и прошли по нему до доисторических родовых общин.
В 6 веке нашей эры анасази объединялись в своего рода деревенские общины и селились в многоэтажных, расположенных уступами постройках. До тысячи людей жили вплотную друг к другу на одном уровне или одни над другими в разных этажах.
Дома из тёсаного песчаника прикрепляли к отвесным стенам каньонов, встраивая их в скальные впадины, или располагали в недоступных речных долинах.
Вход в жилище часто был возможен только по приставной лестнице через люк в крыше. В случае опасности лестница убиралась внутрь - некий вариант пентхауса древних времён, недоступного для взломщиков.
Эта безлюдная местность была, очевидно, когда-то густо заселена и пересечена сетью дорог. Более 50 000 индейцев анасази и пуэбло, по оценкам ученых, проживало в те далёкие времена на территории штатов Нью-Мексико и Аризона.
Ещё не все найденные руины успели зарегистрировать, не говоря уж о том, чтобы их исследовать. Тем не менее кое-что о жителях этих руин стало известно: в частности, они выращивали кукурузу, бобы и тыквы.
Они одомашнили диких индюков, а собак использовали как вьючных животных и одновременно употребляли их мясо в пищу. Они делали из хлопка превосходные ткани, изготовляли керамику с черно-белой росписью и плели корзины с двумя отделениями, украшенные орнаментальным узором.
В конце 8го столетия индейцы анасази внезапно покинули места своего обитания и исчезли. Загадку этого исчезновения долго не могли разгадать.
Сегодня считают, что причина известна: по древесным кольцам того времени удалось установить, что в этой местности примерно в 1274 – 1299 годах господствовала ужасная засуха.
Предположительно, анасази двинулись к югу, и, выбрав новые места для поселения, стали предками всё еще живущих в тех краях индейцев хопи.