Менеджеры и дизайнеры нашей типографии постоянно сталкиваются с вопросами клиентов — а что должно быть на этикетке, все ли мы учли? Иногда нам самим приходится обращать внимание заказчиков на отсутствие обязательных данных. Поэтому мы решили написать статью от том, какую информацию нужно не забыть при разработке этикетки. А в конце приготовили пару полезных советов.
К этикетке и данным на ней устанавливаются требования, которые регулируются нормативными документами. К основным относятся:
- Федеральный закон «О защите прав потребителей»;
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426-1-2002 — регулирует правила для штрих-кодов на этикетке;
- Постановление Правительства РФ «О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из-за рубежа в РФ».
Учитывайте, что в отдельных отраслях есть свои нормативы, которые определяют информацию на этикетке.
Например:
- Приказ Минздрава РФ «Об указании на этикетке лекарственных средств, изготовленных в аптеке, способа использования»;
- ГОСТ Р 510742003 — содержит нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
- ГОСТ Р 2.610-2019 — устанавливает общие правила выполнения этикетки для изделий машиностроения и приборостроения.
Чтобы вам было проще, самое главное из этих документов мы выбрали и расписали ниже.
Обязательные требования к этикетке
Этикетку выпускают на отдельное изделие, например бутылку, или на партию товаров, например обои, ламинат и др. Во втором случае обязательно указывают номер партии и номера изделий, входящих в нее. В любом случае, этикетка должна быть приклеена, впрессована, впаяна или вшита в товар.
К основным сведениям, которые должны содержаться на этикетке, относятся: дата и место изготовления, срок годности товара, правила и условия безопасного использования.
Кроме того, на этикетке должен быть указан орган или лицо, которое принимает претензии по данному товару.
Пищевая промышленность
Нормативы для пищевой промышленности наиболее жесткие. Этикетка подвергается не меньшей проверке соответствия, чем сам товар.
Однажды нормативов стало так много, что госстандартом РФ был принят ГОСТ Р 510742003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». В него попали и требования, предъявляемые к этикеткам пищевых продуктов.
В соответствии с этим ГОСТом информация на этикетках российских и импортных продуктов питания должна приводиться в том числе на русском языке и включать:
- наименование и состав продукта;
- пищевую (в граммах на 100 г продукта) и энергетическую (ккал/100 г) ценность продукта;
- наименование изготовителя, его реквизиты, страну изготовления;
- товарный знак производителя;
- массу нетто, объем или количество продукта;
- дату изготовления, срок и условия хранения;
- срок годности продукта;
- штрих-код;
- знак сертификации РСТ и (или) АЯ;
- обозначение ГОСТ, стандарта предприятия или другого нормативного документа, в соответствии с которым произведен продукт;
- информацию об обязательной и добровольной сертификации.
Также обязательно нужно указывать информацию о содержании или об использовании при изготовлении следующих веществ:
- биологически активных добавок к пище;
- ароматизаторов;
- пищевых красителей;
- улучшителей вкуса;
- включение несвойственных компонентов белковой природы;
- содержание генетически модифицированных веществ.
Непродовольственные товары
К этикеткам непищевых продуктов также предъявляются определенные требования. Должны быть указаны данные:
- о сертификации, включая номер сертификата, дату его выдачи и срок действия, наименование органа, который его выдал;
- надпись «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» по русски или по английски - для товаров, которые продаются в магазинах Duty free;
- сведения о пожароопасности для товаров бытовой химии, лакокрасочных изделий и других пожароопасных товаров;
- этикетка на одежде должна содержать состав ткани, условия для стирки и глажки.
Вывод — перед изготовлением этикетки стоит ознакомиться с нормативными документами своей отрасли.
Как уместить всю информацию на этикетке — полезные советы
Размер этикетки нельзя увеличивать бесконечно. В этом случае на помощь приходят современные технологии. Есть несколько способов уместить больше данных и при этом не изготавливать «баннер».
Двумерный штрих-код
Графическое изображение, в котором зашифрованы цифры и буквенные символы. Пришел на смену линейному штрих-коду. Состоит не из полос, а из пикселей, которые заполняют пространство в виде прямоугольника или квадрата (DataMatrix, Aztec или QR Code).
Минимальная площадь этикеток для двумерных штрих-кодов — от 50*50 мм, это позволяет разместить его на изделиях с компактной упаковкой.
В типографии «Мегафлекс» установлено оборудование, которое печатает как линейные, так и двумерные штрих-коды.
Многослойная этикетка-книжка
Занимает мало места, содержит много текста. Под отклеиваемой частью этикетки располагается книжечка, которая крепится под верхним слоем в виде гармошки или отдельных страниц. Чаще всего используется для фармацевтических товаров и лекарств. А также в тех случаях, когда надо уместить большой объем информации на небольшом продукте.
Многослойная наклейка может изготавливаться объемом в несколько страниц, размер варьируется в зависимости от упаковки. Дизайнеры «Мегафлекс» предложат разнообразные варианты внутренней конструкции стандартной или уникальной формы.
На основании требований нормативных документов мы всегда ориентируем производителей — иформация на этикетке должна быть полной и достоверной. А сделать ее красочной и привлекательной поможет типография «Мегафлекс». Подробнее о наших услугах вы можете узнать на сайте: mflex.ru